16 мая группа уроженцев Чечни окружила отдел МВД на Каширском шоссе, где находилась 19-летняя Лия Заурбекова — она сбежала из дома и пряталась там от родственников. Семья Лии подала заявление о ее пропаже в полицию, но девушка, которую полицейские нашли по камерам видеонаблюдения в городе, не хотела возвращаться.
Как сообщили MSK1.RU в организации «Марем», сотрудники полиции сначала хотели передать Лию семье, но позже пообещали обеспечить ей безопасность. Мы поговорили с юристами о том, какие законы могли защитить девушку и что должны были делать правоохранительные органы.
«Вокруг отделов полиции должно быть спокойно»
В случае если подано заявление о пропаже человека, полицейские обязаны заняться его поиском. Когда найдут, обязаны установить его личность и провести беседу. Если сам человек, которого ищут, хочет раскрыть данные о своем местоположении, полицейские сообщают их заявителям. Если этот же человек отказывается, то и полицейские не имеют права раскрывать информацию заявителям. Об этом в разговоре с MSK1.RU рассказал адвокат Даниил Берман.
Даниил Берман — адвокат, известный по резонансным и сложным делам. Среди них можно вспомнить защиту журналиста Эвана Гершковича или, к примеру, Дарьи Треповой, которую признали виновной в теракте в Санкт-Петербурге.
По словам Бермана, бывают случаи, когда люди не хотят сообщать о себе информацию. К примеру, когда родители подают иск о пропаже сына, с которым у них были плохие отношения — он может и не захотеть говорить, где находится.
В любом случае полицейские должны выяснить, всё ли в порядке у человека, и взять расписку о том, хочет ли он делиться информацией с заявителем: «В других случаях сотрудники полиции выступать какими-то частными детективами не только не могут, но и не имеют права», — добавил Берман.
Отметим: сама Лия сказала, что родственники нашли ее благодаря полицейским, а источник MSK1.RU сообщил, что сотрудники МВД использовали камеры с распознаванием лиц.
Если Лия сказала полицейским, что не хочет выходить из участка и испытывает тревогу к тем, кто за ней приехал, то полицейские могли помочь ей отстоять ее права, считает адвокат.
— Кроме того, оккупировать отделы полиции и создавать вокруг них атмосферу тревоги — это вообще-то неправомерные действия, — сказал MSK1.RU Берман. — Они могут быть в том числе квалифицированы по административной статье 19.3 (неподчинение требованиям сотрудника полиции) или, например, как мелкое хулиганство. Потому что вокруг отделов полиции должно быть спокойно.
Также юрист напомнил о плане «крепость», который обычно вводят, если к отделу полиции приходят толпы людей.
План «Крепость» — это один из режимов особого положения для сотрудников правоохранительных органов. Он предполагает экстренный созыв личного состава и взятие под контроль особо важных объектов.
Мне ничего не известно о том, что на территории ОМВД Нагатино-Садовников действуют правила шариата. Мне казалось, там должна действовать конституция.
— Если эта девушка заявляет, что она боится, сотрудники полиции обязаны принять меры к защите ее прав и охраняемых законом интересов. Не принимать стороны, но скорее всего — встать на сторону девушки, потому что она находится в уязвимом положении: за одним человеком приезжает толпа, — рассказал адвокат.
«Нет никаких убежищ, где могут укрыться жертвы насилия»
Юрист, который пожелал остаться анонимным (все цитаты этого блока и ниже не имеют никакого отношения к Даниилу Берману), упомянул об «убийстве чести», которым в похожей ситуации угрожали чеченке Седе Сулеймановой родственники.
— Суть «убийства чести» в том, что девушка, которую заподозрили в половых отношениях до свадьбы, опозорила свою семью, род и вообще всех своих родственников, — рассказал юрист. — Чтобы смыть этот позор, такую девушку убивают.
Специалист уточнил, что «опозориться» девушка может даже из-за совсем, казалось бы, невинных вещей: не только поцелуи, но даже нахождение в одной комнате с молодым человеком может послужить поводом.
В случае с ситуацией Лии Заурбековой юрист напомнил о федеральном законе о полиции: основная задача сотрудников МВД — защищать права, свободы и законные интересы граждан. Лия совершеннолетняя, а значит, может перемещаться по стране без каких-либо ограничений, не отпрашиваясь у родственников.
Кроме того, если человеку грозит опасность, полицейские должны были помочь девушке тайно покинуть отдел — к примеру, выехать с заднего двора. Юрист предположил, что так они и сделали.
— Проблема в том, что в России не принят закон о защите жертв домашнего насилия. Получается, что везти ее-то и некуда: нет никаких государственных убежищ, где могут укрыться жертвы насилия. Хорошо, что есть правозащитники, которые, судя по всему, могут обеспечить безопасность, — сказал юрист.
По его словам, после этого полномочия полицейских заканчиваются. Дальше они могут действовать только по заявлению девушки: к примеру, если она позвонит в отдел и скажет, что родственники пытаются насильно проникнуть в ее квартиру.
Могла ли сработать программа защиты свидетелей?
Как объяснил анонимный юрист, программа защиты свидетелей работает, если в уголовном деле есть свидетель, который обладает ценной информацией против обвиняемых и которому может что-то угрожать. Свидетелям по этой программе могут менять паспортные данные, место жительства, а в самых сложных случаях — даже внешность.
— В этом случае возбужденного дела нет и происходящее подпадает именно под понятие домашнего насилия, — сказал юрист. — Оно относится не только к супругам, но и к вообще любым членам семьи. Девушка не является свидетелем, да и уголовного дела нет. Если оно будет возбуждено и будут продолжаться какие-то угрозы от этих родственников, тогда Лия может быть включена в эту программу, но, опять же, она применяется довольно редко — к примеру, в случае с членами ОПГ.
Напомним, 19-летняя чеченка Лия Заурбекова несколько часов находилась в отделении полиции на Каширском шоссе. Отдел окружили ее родственники. Они пытались похитить Лию и увезти в Чечню после ее побега из дома, о чём рассказывал MSK1.RU.
Правозащитная организация «Марем» выложила видеозапись девушки из отдела МВД. Она рассказала о том, что кто-то из родственников схватил ее за горло на глазах у полиции, когда они покидали отдел в первый раз, а также поведала о причинах ее побега из дома.
Общественники, СМИ и просто неравнодушные люди вместе стали выяснять судьбу Лии. К отделу пришли десятки журналистов и активистов, которые хотели поддержать девушку. Кроме того, в дежурную часть поступало множество звонков от неравнодушных россиян, которые спрашивали о Лии.
Полицейские, как сначала заявили MSK1.RU в «Марем», не хотели принимать участие в разборках и были готовы отдать Лию в руки семьи. Однако позже, по словам тех же активистов, сотрудники МВД пообещали обеспечить безопасность девушке.
Позднее источник MSK1.RU сообщал, что Лии удалось покинуть участок самостоятельно.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».