В подмосковном Фрязине вспыхнул пожар, унесший жизни не менее шести человек. На территории промзоны загорелось здание НИИ «Платан» на Заводском проезде. В это время внутри находились сотрудники двух компаний.
По официальной версии, причиной трагедии стал дуговой пробой в электросети (возникает при нарушении контакта, повреждения кабеля или ремонтных работ, выполненных с нарушениями. — Прим.ред.). Рассказываем последние новости о происшествии.
- Кто владелец здания?
- Явка с повинной
- Арест Фомина
- «У меня в этой трагедии погиб отец». Спешилов в суде
- Почему людей не спасли?
Кто владелец здания?
Редакция MSK1.RU выяснила, что раньше зданием владел миллиардер и ювелир Виктор Белоусов. При этом собеседники портала отметили, что у НИИ «Платан» была «сомнительная» история. Белоусов был банкротом, а организация имела долги по электроэнергии — за 2023 год на НИИ «Платан» дважды подавал иски «Мособлгаз» за ненадлежащее исполнение договоров услуг и хотел взыскать больше 158 тысяч рублей.
В марте этого года здание, где произошел пожар, выставляли на торги. Приобрести его предлагали за 390 миллионов рублей, но торги отменили из-за прекращения процедуры банкротства собственника.
В январе 2013 года, когда Белоусову было 67 лет, он женился на Татьяне Косовой. Избранница бизнесмена была младше его на тридцать пять лет. Спустя три месяца после свадьбы Белоусов умер в Турции.
По данным СК, супруги поехали за границу, чтобы отметить медовый месяц. На отдыхе они выпили, после этого Белоусову стало плохо. Он потерял сознание и спустя сутки умер в больнице.
Врачи установили, что у мужчины был цирроз печени, но умер он от кровоизлияния в мозг. Его спровоцировал прием алкоголя вместе с лекарствами. В публикации СК также говорилось, что Татьяна могла склонять Белоусова к выпивке, хоть и должна была знать, что он принимает препараты, несовместимые с алкоголем.
В СК возбудили уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности» (ст. 109 УК РФ), по которой предусмотрено наказание до двух лет лишения свободы. Но женщине удалось доказать свою невиновность. В итоге после смерти Белоусова ей перешли все его активы.
В 2017 году суд завел дело о банкротстве Татьяны. Из материалов дела следует, что вдова ювелира задолжала $ 887 тысяч (49,8 миллиона рублей) некой Лавровой И. Ю. Сейчас долги реструктуризируют.
Явка с повинной
В 2021 года здание перешло в собственность компании ООО «Исприн». Она должна была следить за имуществом умершего собственника Белоусова, пока шел процесс банкротства.
По данным «Контур.Фокуса», в России зарегистрировано одно ООО «Исприн» — оно находится в Чебоксарах и было создано в 2014 году. Предприятие занимается деятельностью в области права. В 2014 году оно заключило 4 контракта на сумму 9 миллионов рублей с АО «Система лизинг 24» (сейчас — АО «Универсальные финансовые решения»).
В 2022 году предприятие частично проиграло иск от АО «НПП "Исток" имени А. И. Шокина» — преемника НИИ «Платан» — о неисполнении обязательств по энергоснабжению (начальная сумма иска — более 2 миллионов). Общая сумма исков к «Исприну» составляет почти 10 миллионов рублей.
Выручка ООО «Исприн» в 2023 году составила 22,4 миллиона рублей с чистой прибылью в 28 тысяч.
В итоге замгендиректора компании Юрий Фомин вступил в сговор с собственником здания Антоном Спешиловым (бывший муж Белоусовой), благодаря которому они смогли зарабатывать на собственности и сдавали помещения в аренду.
По данным областного отделения ведомства, Белоусова написала явку с повинной и дала признательные показания. Ее задержали. Собственницу обвиняют по ч. 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Если ее признают виновной, ей грозит до 10 лет колонии.
Арест Фомина
Щёлковский городской суд также арестовал замгендиректора ООО «Исприн», 45-летнего Юрия Фомина. Фигурант дела просил о домашнем аресте, так как он добровольно явился на допрос СК и активно давал показания. Однако суд вынес решение о заключении Фомина под стражу до 24 августа.
По версии следствия, Фомин и Спешилов не обеспечивали в здании пожарную безопасность и не ремонтировали проводку.
«У меня в этой трагедии погиб отец». Спешилов в суде
Щелковский городской суд арестовал собственника бывшего здания НИИ «Платан» Антона Спешилова. Его, как и других фигурантов дела, обвинили по статье «Выполнение работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших смерть двух или более лиц».
В зале суда Антон Спешилов закрывал свое лицо бумажным листком. Перед этим мужчина рассказал, что во время пожара он сам помогал вытаскивать людей из горящего здания. Также он сообщил, что во время трагедии погиб его отец. В суде мужчина представлял интересы Татьяны Белоусовой.
— Это имущество принадлежит моей бывшей супруге. Я оказывал посильную помощь, вкладывал деньги в здание с целью оставить это имущество детям. Я на этом объекте бывал, какие-то вопросы решал.
У меня в этой трагедии погиб отец, поэтому абсурдно говорить о каком-то сговоре.
Я не являюсь ни арбитражным управляющим, ни директором, никаким должностным лицом. Я во время пожара выполнил гражданский долг, дал команду человеку, который всех уведомил, вывели практически всех людей, кого смогли. Я сохранил документы, передал их следствию, — сказал он.
Также Антон Спешилов заявил, что за проводку в помещении должна отвечать управляющая компания ООО «Исприн». Кроме того, он считает, что последствия пожара можно было предотвратить.
— По факту этого пожара имеет место бездействие экстренных служб. За два часа можно было спасти... — передает слова Антона Спешилова корреспондент «Осторожно, Москва».
Однако в этот момент судья оборвала Антона Спешилова. Также его адвокаты просили о домашнем аресте в связи с состоянием здоровья как и самого Спешилова, так и его родственников. Однако ходатайство защиты было отклонено. Суд отправил его в СИЗО до 24 августа.
Почему людей не спасли?
Вечером 24 июня в сети появились кадры последних минут жизни людей, заблокированных в здании. На кадрах видно, как часть из них сгорает заживо, некоторые — выпадают из окна, чтобы спастись от огня.
Редакция MSK1.RU поговорила с руководителем противопожарного центра «Самоспас», экс-сотрудником МЧС Ильей Маликовым о том, почему жертв трагедии не смогли спасти. По его словам, спасатели просто не смогли подобраться к зданию НИИ — вокруг него очень много деревьев, а еще рядом расположена постройка, которая затрудняет проезд.
— Если мы посмотрим со спутника на здание, то видно, что вокруг здания просто лесополоса. И подъехать к самому зданию практически невозможно. С другой стороны здания находится строение, достаточно близко. И, возможно, там недостаточно было места для того, чтобы пожарная автолестница встала, раздвинула свои лапы, — объяснил MSK1.RU Маликов.
Как только сотрудники МЧС прибывают на место возгорания, они проводят разведку объекта. Специалистам нужно понять, есть ли внутри люди, горючие и взрывчатые вещества. К спасению пострадавших приступают в том случае, если оно не приведет к еще большему количеству жертв, уточнил в разговоре MSK1.RU пресс-секретарь «Самоспаса» Александр Алешин.
— Здесь именно такая ситуация. Мы видим сложное возгорание, этаж высокий. Тем не менее совершенно спокойно можно было людей оттуда эвакуировать, — считает Алешин. — Для этого необходима была обычная пожарная лестница, никакие специальные спецсредства, как коленчатые подъемники или уж тем более авиация, здесь не нужны.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».