12 июля 2024 года в подмосковной Коломне разбился самолет Sukhoi Superjet. По предварительной информации, на борту находились три члена экипажа. Они выполняли тестовый полет с авиазавода под Луховицами во Внуково и сделали несколько кругов над Коломной, после чего самолет рухнул в районе деревни Апраксино.
С момента введения «Суперджетов» в эксплуатацию случилось две катастрофы с десятками погибших и несколько происшествий. MSK1.RU вспоминает самые крупные из них.
Врезались в гору в Индонезии
9 мая 2012 года авиалайнер Sukhoi Superjet 100–95B с регистрационным номером RA-97004 выполнял демонстрационный полет над Индонезией. Через 25 минут после начала борт врезался в гору Салак на острове Ява. Погода на острове была облачной. Погибли 45 человек — 37 пассажиров и 8 членов экипажа.
На день катастрофы борт совершил 502 цикла «взлет — посадка» и налетал 843 часа. Экипаж проводил демонстрационные полеты в рамках тура Welcome Asia по шести азиатским странам: Казахстану, Пакистану, Мьянме, Индонезии, Лаосу и Вьетнаму.
В состав экипажа входил опытный пилот Александр Яблонцев. Он был испытателем компании «Гражданские самолеты Сухого», где работал с 2003 года. Летал на множестве самолетов, в том числе на Boeing 737–200 и Airbus A320. «Суперджетами» Яблонцев управлял с 2011 года и до катастрофы успел налетать 1348 часов.
Второй пилот Александр Кочетков больше двух лет испытывал самолеты SSJ-100 и налетал на них 625 часов. Штурман Олег Швецов — 485 часов.
Среди погибших — 35 жителей Индонезии, 8 россиян и 2 гражданина США и Франции. Причиной катастрофы назвали «стечение обстоятельств, некритичных по отдельности». Эксперты России и Индонезии считают, что причинами катастрофы стали несколько факторов: действия экипажа лайнера, отсутствие у него достоверных данных о рельефе местности, невнимательность и перегруженность индонезийских диспетчеров.
В ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» оценили ущерб в 29,5 миллиона долларов. Позднее в подмосковном Жуковском создали мемориал погибшим.
Пожар в Шереметьево
5 мая 2019 года пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот» вылетел из Шереметьево в Мурманск, но через некоторое время экипаж вернулся в аэропорт отправления из-за технических неполадок на борту.
Посадка была жесткой, и самолет получил повреждения от «козления» — отскока самолета от взлетно-посадочной полосы. Из-за этого на борту вспыхнул пожар — борт ехал со скоростью 185 км/ч по ВПП на «брюхе» — на единственной уцелевшей опоре шасси.
По данным пресс-службы Шереметьево, вскоре после остановки судна руководитель службы организации воздушного движения аэропорта объявил сигнал «Тревога» и начал эвакуацию пассажиров по двум надувным трапам в носовой части. К горящему самолету подъехала бригада пожарных и начала тушить возгорание.
Самолет потушили спустя 15 минут после его остановки. Борт частично сгорел — выгорела и разрушилась хвостовая часть лайнера. На борту самолета находились 78 человек, 73 из них — пассажиры, 40 из них погибли. Почти все они сидели в хвостовой части.
После катастрофы Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Рассматривалось несколько версий: отказ техники, погодные условия, а также недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и бортпроводников.
Командир воздушного судна Денис Евдокимов не признал свою вину, суд отпустил его под подписку о невыезде. Причиной гибели людей во время пожара Евдокимов считает открытую кем-то заднюю дверь, что ускорило проникновение огня внутрь салона. Ее пытался открыть погибший проводник Максим Моисеев.
На время следствия пилота отстранили от полетов. Родственники погибших и пострадавшие претензий к Евдокимову не имели. 20 июня 2023 года суд приговорил командира самолета к 6 годам колонии-поселения. Также с него взыскали 2,5 миллиона рублей в пользу семей потерпевших и на три года запретили занимать должность пилота.
Всё о крушении «Суперджета» под Коломной MSK1.RU собирает в онлайн-репортаже. Подробности можно прочитать также в отдельном сюжете на сайте.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU.