В пятницу, 12 июля, недалеко от подмосковной Коломны упал пассажирский самолет «Сухой Суперджет». Лайнер потерпел крушение во время испытательного полета после проведения ремонта на авиазаводе Луховицы. В катастрофе погибли три члена экипажа, находившиеся на борту.
MSK1.RU рассказывает всё, что известно о трагедии.
Хронология трагедии
По данным телеграм-канала Aviaincident, «Сухой Суперджет» с тремя членами экипажа на борту вылетел в 14:52 с подмосковного аэродрома Луховицы и должен был приземлиться в 15:40 в аэропорту Внуково. Но уже спустя четыре минуты после начала взлета экипаж пропал со связи. Тогда самолет находился на высоте около 914 метров (3000 футов).
«Сухой Суперджет» пробыл в небе около восьми минут. Вскоре в районе населенного пункта Озеры очевидцы заметили теряющее высоту судно. Через несколько минут раздался взрыв. Самолет упал в лесополосе между деревнями Апраксино и Малое Карасево в Подмосковье.
Первые новости о происшествии появились около 15:30. Тогда же в Сети распространились первые ролики очевидцев.
— Самолет сейчас летел и упал где-то, вот туда, за деревню, может, в поле. Только что, прямо секунду назад, — говорит женщина на видео.
Спустя полчаса после появления первых новостей о крушении стало известно, что все три члена экипажа погибли. По данным Telegram-канала Baza, перед падением лайнер подал сигнал бедствия. Самолет пытался совершить посадку, летал по кругу и вырабатывал топливо. «Сухой Суперджет» рухнул при заходе на третий круг.
ТАСС со ссылкой на экстренные службы сообщил, что «Суперджет» упал во время тестового полета после планового ремонта. Техобслуживание проводилось на аэродроме в Луховицах, с которого борт вылетел во Внуково. Как позже заявил замруководителя Росавиации Андрей Добряков, самолет взлетел без соответствующего разрешения.
На место падения «Сухого Суперджета» экстренно выехали спецслужбы. Позже Росавиация сообщила, что расследованием катастрофы займется Межгосударственный авиационный комитет (МАК) с участием специалистов самого ведомства.
Что известно о погибших
В результате крушения погибли три члена экипажа: два пилота и один бортпроводник.
Бортпроводнику Максиму Лукманову было 44 года. Он окончил Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, а после перебрался в Москву. Коллега Лукманова рассказал MSK1.RU, что он был «добрым, старательным парнем».
— Служба у них большая, поэтому вероятность встречи не очень большая, но парень был хороший, добрый, старательный, — сказала собеседница портала. — Когда с ним попадали в рабочие отношения, то ничего плохого сказать не могу, только хорошее. Всегда и поможет, и поделится всем, адекватный в работе, старательный. Грамотный парень.
Командиром «Сухого Суперджета» был 53-летний Евгений Булавко. Он жил в Подмосковье вместе с женой Марией. Как сообщал Telegram-канал «МК: срочные новости», в последний раз она говорила с ним в половине третьего — накануне трагедии. Тогда он сказал, что уже взлетает. Мария вспоминала, что у супруга не было плохих предчувствий, на самолет он не жаловался.
Евгений окончил колледж геодезии и картографии, а позже отучился в Санкт-Петербургском институте инженеров гражданской авиации. Карьерный путь он начал с работы в НИИ радиоизмерительных приборов. В авиацию он пришел в 1995 году — стал работать в компании «Газпром авиа». После 2011 года пилот перешел в авиакомпанию NordStar, но позже вновь вернулся на предыдущее место работы.
Второму пилоту Владиславу Харламову, как и Булавко, было 53 года. Он жил в подмосковной Электростали вместе с супругой Светланой.
О самолете
Упавший «Сухой Суперджет» был рассчитан на 90 пассажиров. Самолет произвели на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Свой первый рейс он выполнил в 2014 году. Последний вылет до трагедии он совершил 3 мая из аэропорта Внуково, затем лайнер отправили на ремонт.
Лайнер прежде использовали для полетов в Тюмень, Ухту, Уфу и Новый Уренгой. С 2015 года «Суперджет» принадлежал компании «Газпром авиа». Как сообщал РБК, борт был застрахован СОГАЗом. В компании пообещали выплатить денежную компенсацию семьям погибших.
В собственности «Газпром авиа» находятся аэропорты Остафьево в Москве, Бованенково и Ямбург в Ямало-Ненецком автономном округе. По данным «Контур.Фокуса», выручка «Газпром авиа» за 2023 год составила 55,7 миллиарда рублей, чистый убыток — 1,5 миллиарда рублей.
Что происходило на месте крушения
Корреспондент MSK1.RU вел прямую трансляцию с места происшествия. Как рассказала ему жительница поселка Малое Карасево Наиля Наировна, в момент падения она сидела в гостях у соседки. Вдруг они услышали хлопок настолько сильный, что от ударной волны распахнуло дверь в доме.
— К нам прибежала внучка подруги и сказала: «Там дым! Беспилотник упал за полем», — сказала Наиля. — Мы выбежали, но увидели только дым. А потом узнали, что упал самолет. Спасибо экипажу, царство небесное. Их очень жалко. Они отвратили падение на деревню. Самолет очень низко летел и с таким тяжелым ревом, что было видно — они в бедствии. Некоторые говорили, что он дважды кружил над лесом.
Другая местная жительница Елена рассказала, что судно летело прямо «носом в землю». Об этом женщине рассказал ее сын.
— Ребенок забегает домой и начинает кричать, сказал, что самолет летел прямо носом в землю. Мы вышли, а там дым. Сразу позвонили в 112, думали, беспилотник. Оказалось, пассажирский, — сообщила MSK1.RU очевидица.
Спасательные бригады, по ее словам, сработали быстро. Скорые и пожарные машины прибыли уже через 15–20 минут.
В лесополосе всё это время продолжали работу сотрудники МЧС. Поздним вечером к месту трагедии в Коломне приехал Андрей Овчаренко, генеральный директор компании «Газпром авиа», чей самолет с тремя членами экипажа разбился в лесополосе.
Также к месту крушения прибыл председатель Межгосударственного авиационного комитета Олег Сторчевой. Основной задачей МАК является расследование авиационных происшествий с воздушными судами гражданской авиации. В таком составе совещание шло около 40 минут. Первым место происшествия покинул Сторчевой, постепенно разошлись и другие.
Ближе к полуночи оперативный штаб закончил работу. Сотрудники спецслужб объяснили, что вернутся утром, чтобы продолжить.
Почему упал самолет
По предварительной информации, причиной падения «Сухого Суперджета» мог стать отказ двигателя. Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на оперативные службы.
При этом источник MSK1.RU сообщил, что самолет был полностью на зарубежных деталях, а двигатели у него французские. По его словам, во время полета случилось что-то из ряда вон выходящее, потому что у судна серьезная степень защиты.
Это уже третья трагедия с «Сухим Суперджетом». В 2012 году в Индонезии самолет этого типа врезался в гору по ошибке пилота. В результате катастрофы погибло 45 человек. В 2019 году Sukhoi Superjet 100 загорелся при посадке в московском аэропорту Шереметьево. Самолет получил повреждения из-за нарушения командиром экипажа правил посадки. В результате инцидента погиб 41 человек.
Кого накажут
По факту происшествия возбудили уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Максимальное наказание по ней — до восьми лет колонии.
В разговоре с MSK1.RU юрист Юлия Федотова предположила, что проверять в первую очередь будут ответственных за ремонт и техобслуживание судна.
— Грубо говоря, если какой-то ремонтник выпустил самолет летать, не проверив всё, что надо, и условный начальник этого ремонтника, надзирающий за тем, чтобы ремонт был проведен в полной мере, в соответствии со всеми правилами, за этим не проследил, то ответственность будут нести они оба, — объяснила юрист MSK1.RU.
Кроме того, уголовное дело могут возбудить и в отношении пилотов, если расследование докажет их вину.
Даже несмотря на то, что они признаны погибшими.
— При этом если родственники будут против этого и захотят добиться всё-таки оправдания, то дело будет далее расследоваться и даже поступит в суд, — рассказала MSK1.RU Юлия Федотова. — То есть вполне себе будет проведен судебный уголовный процесс в отношении мертвых людей.
Другие материалы о крушении «Суперджета» можно прочитать здесь. Также мы вели прямую трансляцию с места происшествия, а все новости оперативно освещали в онлайн-репортаже.
Редакция MSK1.RU приносит соболезнования родным и близким погибших членов экипажа.
Самую оперативную информацию о жизни Москвы и Подмосковья можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU.