Депутат Государственной думы России Сардана Авксентьева побывала с рабочим визитом в Самаре. Наши коллеги из 63.RU воспользовались возможностью задать политической звезде несколько вопросов. Публикуем ответы на некоторые из них.
Сардана Авксентьева была избрана главой Якутска в сентябре 2018 года. Она выиграла выборы, набрав 39,98% голосов избирателей и победив конкурента от партии «Единая Россия». Можно отметить сразу три необычных факта: Авксентьева была беспартийным кандидатом, смогла обойти представителя партии власти, которого поддерживал губернатор, и одержать победу на прямых выборах, которых после реформы местного самоуправления осталось не так много. Кроме того, она стала первой женщиной-мэром в истории Якутска. Будучи мэром, Сардана Авксентьева выставила на продажу дорогие служебные внедорожники местных чиновников, отменила дорогостоящие приемы, урезала расходы на СМИ, сняла со стен портреты представителей власти и заменила их картиной с изображением народного праздника наступления лета Ысыах. В январе 2021 года она объявила об отставке, сославшись на состояние здоровья. В том же году стала депутатом Госдумы.
— Как это вообще, быть мэром-женщиной? Есть ли разница между мэром-мужчиной и мэром-женщиной? Или это неважно?
— Самое главное — что у человека в голове и в сердце. Какие мозги, какие стремления, какое целеполагание. Это важно. А брюки, юбка — это вторично. Не вижу особенной разницы, если есть должная подготовка. Женщине, наверное, даже проще. Мы склонны договариваться и хорошо понимаем, что иногда нужны компромиссы. Нам не страшно спросить, не стыдно попросить помощи. А для мужчин мир — он более суровый. Мужчина должен быть сильным, самостоятельным, должен, должен… Поэтому мне наличие женского пола даже больше помогало.
Наши мужчины — они же охотники, добытчики. И по природе своей хищники. Они, как правило, идут из пункта А в пункт Б. По прямой. А женщины более многозадачны. Мы можем параллельно двигаться куда-то, можем пойти зигзагом, но мы всё равно придем в конечную точку. Это не лучше и не хуже, просто это разница между нами.
И еще вот что я думаю про женщин. Когда мы впервые берем на руки ребенка, наша вселенная расширяется. И мы начинаем планировать тот период, в котором нас самих, возможно, уже не будет. Мы выходим за пределы своего существования. Ни один среднестатистический мужчина так не делает. Поэтому в форме наставничества, в форме каких-то взглядов на будущее мы можем быть даже более продвинутыми, я так считаю.
— Получается, мэр города — это такая расстрельная должность, и кого бы туда ни поставили, люди всегда будут недовольны? Потому что нельзя за один день и даже за один год резко сделать всё хорошо?
— К сожалению, да. Но мой скромный опыт показывает, что всё-таки при должном целеполагании и мотивации многое можно изменить. Когда меня избрали мэром, Якутск находился на 33-й позиции в рейтинге прозрачности закупок. К моменту, когда я переходила на другую работу, мы поднялись на 11-е место — в три раза! — по прозрачности закупок. Что это значит? Что каждый может посмотреть условия, каждый может поучаствовать. Это понятные и логичные правила для малого и среднего бизнеса, который заходит в госзакупки; прозрачная цена, прозрачные условия работы.
Потом мы с командой начали масштабное асфальтирование городских улиц. По 25 километров закатывали в асфальт. Мы, конечно, превратили Якутск в большую стройку. И жители, конечно, ворчали: автобусы поменяли маршруты, в городе пыльно и так далее… Я говорю: дорогие мои, представьте, что у вас в квартире ремонт в одной из комнат. Будет пыльно, шумно, неудобно. Но это когда-нибудь закончится — надо потерпеть.
Потом было еще одно приключение: в строй ввели 11 социальных объектов — за очень короткий срок. Проект был начат до меня, но на срок моих полномочий пришлось «расплачиваться». Мы должны были изыскать более миллиарда рублей на содержание этих объектов. Они в бюджете не были заложены. Отчего и родилась вот эта история о продаже внедорожников. Это такая забавная интернет-история, когда «голова» ушла в народ, а остальное тело как бы не ушло. Остались в памяти вот эти несчастные джипы проданные, но ведь это верхушка айсберга. А вся история намного интересней. Мы нашли миллиард двести, чтобы содержать и обслуживать эти объекты.
Потом мы нашли деньги, чтобы войти в нацпроект «Безопасные и качественные дороги». Запустили социальное такси (возить инвалидов из дома до поликлиники), бесплатный проезд для детей из неблагополучных семей, а потом — бесплатный проезд для школьников, живущих за городом (в пригородных поселках). Вот такие небольшие решения — они влияют на ощущения, на настроение горожан. И на кошелек в том числе. Это, к сожалению, — то немногое, на что муниципалитеты сейчас способны.
Хотелось бы, конечно, чтобы органы местного самоуправления были более самостоятельными — я об этом много говорю и пишу. Я с большой радостью в прошлом году приветствовала протокол поручений президента нашей страны о том, чтобы пересмотреть собственную доходную базу муниципалитетов. Но, к сожалению, пока этого не произошло.
— Какая у вас сегодня программа?
— Я сегодня встречаюсь с нашими сторонниками, отвечаю на их вопросы. Я — депутат, которого избрали по федеральному списку. Поэтому Самара тоже может считать меня своим депутатом. Моя задача — объездить как можно больше регионов, от которых я избиралась. По сути, все регионы. Иногда из-за моей внешности почему-то думают, что я исключительно якутский депутат. Но на самом деле это не так.
Недавно, будучи на питерском международном юридическом форуме, я испытала определенный шок, когда увидела, что Самарская область лидирует по количеству преступлений, совершённых мигрантами. После Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Я ожидала немного других показателей — то, что Самара вырвалась вперед, для меня удивительно. Я и об этом хочу поговорить с людьми. Послушать их; рассказать о том, что мы делаем в этой сфере. Потому что нельзя же просто фиксировать, нужно же что-то делать.
Нашумевшая история, когда Бастрыкин назвал Госдуму Госдурой, — коллеги мои обиделись, я рассмеялась, — думаю, некоторым образом нас простимулировала. Недавно я писала в своем канале о том, что нужно организовать межведомственное взаимодействие между МВД и военкоматами для постановки новых граждан сразу на воинский учёт. Буквально вчера этот законопроект приняли.
Это говорит о чём? У нас, у «Новых людей», всегда очень много здравых идей. Мы их говорим, повторяем, повторяем. Благодаря федеральной трибуне запускаем на самый верх. И это попадает в топ обсуждений, и запускается процесс. «Сначала было слово».
— Есть такое мнение, неоднозначное, наверное, что эта история с мигрантами — немного искусственно раздутая, потому что нужно народный гнев куда-то направить. Что вы об этом думаете?
— Я так не думаю. Достаточно посмотреть школы, посмотреть детские сады, поездить в общественном транспорте или сесть хоть раз в такси, побывать на городском празднике и так далее — чтобы понять, что нет, это не надуманная проблема. Она обострилась в связи с тем, что в стране специальная военная операция, и большое количество мужчин находятся на решении государственных задач. Проблема просто ярче проявилась. И такие трагические события, как «Крокус», безусловно, триггерят эту тему.
Поэтому нет — я не думаю, что она искусственно раскрученная. Мне кажется, даже сдерживание этого вопроса и в определённой степени замалчивание присутствовало.
Хотя тут важно не переборщить. Мы должны понимать, что на другом конце этой палки находятся межнациональный мир и согласие. И такие же люди. Поэтому я, как представитель одной из народностей РФ, прекрасно понимаю, что нам здесь нужно очень четко держать баланс.
— Есть мнение, что «Новые люди» — партия ручная, партия-спойлер. Такая неопасная, созданная, чтобы либерально настроенной молодежи было за кого голосовать. Прокомментируете?
— Да, мы периодически это слышим. Сейчас — меньше, потому что всё большее количество людей видят нашу принципиальную позицию по разным вопросам. И это не просто какая-то там игра. На самом деле сейчас довольно сложно выражать какую-то отличную от большинства точку зрения. Это сложно. И когда ты говоришь, что ты, предположим, против какой-то идеи... Я лучше на примерах поясню.
Правительство год или два назад внесло законопроект о том, чтобы разрешить следователям возбуждать уголовные дела без заявлений потерпевших. Конечно, речь идет о государственных и муниципальных закупках. Но тем не менее. У нас до СВО 75% национальной экономики так или иначе было связано с госзакупками. Очень большое количество людей в этих процессах задействованы. От маленьких поставщиков для школ, для больниц — до больших государственных заказов. Так вот, предлагают возбуждать дела без заявлений. У меня как у человека, который на практике имел дело с закупками, это вызвало просто ужас. У меня была ситуация, когда на заведующих частных детских садов пытались завести уголовное дело, причем фигурировала формулировка «группой лиц с использованием должностного» — а это очень большие сроки. А это всего-навсего женщины, заведующие, которые неправильно использовали субсидию. Они взяли детишек не из очереди, а просто городских детишек. Они не украли эти деньги! Дети в садик ходили, кашку кушали, на постельках спали, занятия с ними проводили. То есть деньги реально пошли на детей, просто их взяли вне очереди. Причем заведующие, которых обвинили, эти субсидии вернули обратно в бюджет. То есть практически этих детей содержали за свой счет — за счет своих маленьких садиков. И я, как глава муниципалитета, должна была, по мнению следователей, подписать документы о том, что бюджет города Якутска пострадал от их действий. И тогда этих женщин бы осудили. Я отказалась это делать.
А если бы следствие имело право заводить дела без заявления от потерпевшего? Бедные заведующие стали бы фигурантами уголовного дела. Я выходила на трибуну Государственной думы и от имени нашей фракции говорила: стойте, стойте, не делайте этого, пожалуйста!
Государственная дума большинством приняла этот законопроект в трех чтениях. Несмотря на все наши возражения, аргументацию, опыт. Проголосовали за… Слава богу, и на моей памяти это пока первый случай, когда Совет Федерации этот законопроект отправил обратно в Государственную думу. Всё, он не принят.
Следующий пример. Свеженький. Внесли законопроект в Государственную думу о том, чтобы у всех на СВО забрать гаджеты. «Нельзя пользоваться гаджетами, за это трибунал». Единственная фракция, которая проголосовала против, — «Новые люди». В результате законопроект вернули ко второму чтению. Внесли в него поправки — вполне разумные. Что в военных целях — для навигации БПЛА и так далее — гаджеты использовать можно. Потому что иначе — мы всех подряд под одну гребенку, и вместо пользы будет вред. Дьявол кроется в деталях.
Вот так детально мы работаем с законопроектами. Еще одна история, свежая. Решили создать — по типу мусорного оператора — по всей стране единого рекламного оператора. Это что за рекламное рабство? Мусорное рабство у нас есть, давайте теперь рекламное введем? Мы создали экспертное сообщество. Мы собрали всех, мы подняли шум. Слава богу, законопроект этот отложили.
Наша позиция может радикально отличаться от позиции правящей партии, и мы будем ее отстаивать. Ответила я на вопрос, спойлер мы или нет?
— Ответили. Следующий вопрос — про нелегкую женскую долю. Как это вообще, заниматься карьерой, политикой — и одновременно растить детей? Сложно?
— Всё по дому я делаю сама. У меня нет никаких помощников по хозяйству. Важна организация и хороший, здоровый тайминг. Всем женщинам обязательно советую, рекомендую, прямо настаиваю — спать не меньше 8 часов. Женский организм должен перезагружаться и обновляться. Еще рекомендую очень внимательно к себе относиться в плане сохранения какого-то внутреннего баланса, гармонии. Никто не поможет, только ты сама себе.
Ну и пользуйтесь, по возможности, всеми лайфхаками и гаджетами, которые сейчас есть. Я так люблю свой робот-пылесос, который я запускаю дистанционно! Кондиционер я тоже запускаю дистанционно, за полчаса до прихода домой. С утра я кладу в мультиварку всё, что я хотела бы приготовить на ужин, чтобы покормить свою семью вечером. Но в выходные стараюсь готовить сама: всё-таки никакая мультиварка маминых рук не заменит. Кто лучше, чем я сама, позаботится о моей семье? Кто знает вкусы моего мужа и каким именно образом надо погладить ему сорочки для того, чтобы он был доволен утром? Кто приготовит моей внучке еду именно так, как она любит? Любовь — это единственное, что не нужно дозировать. Ее никогда не бывает слишком.
— Как вам кажется, стоит нам всех чиновников пересадить на отечественные машины?
— Почему нет? Я предпочитаю, особенно в Москве, пользоваться общественным транспортом, лучше всего метро. Большие мощные машины — как автобус, например, — тоже вполне себе подходящий транспорт.
— Вы ездите в Госдуму на метро?
— Да, это гораздо удобнее. Я люблю контролировать ситуацию, не люблю опаздывать. А когда ты едешь на машине, ты не контролируешь ситуацию и время прибытия: вмешиваются пробки, ДТП и всё остальное. А автобусы, и особенно метро, ездят хорошо.
Еще я всю жизнь борюсь с лишним весом и сейчас прохожу каждое утро 9000 шагов.
— Какая у вас мечта?
— Ох… Я, оказывается, очень давно не думала, какая у меня глобальная мечта! Я бы, наверное, мечтала жить в каком-то очень уединенном месте, без интернета. Чтобы мы с супругом и с собакой имели возможность много гулять, отдыхать. Такие, очень простые вещи. Я читать очень хочу. Очень хочу читать бумажные книги. У меня 2 полки книг, которые я хочу прочитать.
Я читаю, кстати, ваш телеграм-канал. Мне очень важно читать региональную прессу, чтобы не стать таким человеком, который сидит внутри Садового кольца и решает за всех нас, как мы должны жить.
После дня, проведенного в Самаре, Сардана Авксентьева опубликовала в своем ТГ-канале вот такой пост:
Впервые сегодня в Самаре <...>. В Самаре просторная новая набережная, величественная Волга, вкусное мороженое и очень теплые люди. Это то хорошее, что я увезу с собой как доброе воспоминание.
А плохое? Плохого тоже хватает. Дороги не в порядке. Особая боль — экология: рядом, в Тольятти, красавица Волга — ярко-зеленого цвета. Вода цветет: отходы сливают прямо в реку.
И самая болезненная, самая сложная тема — мигранты. Самара на четвертом месте в России (!) после Москвы и Питера и Московской области по количеству преступлений, совершенных мигрантами. Недавно Самара печально прогремела на всю страну — здесь приезжие разбили голову моему коллеге по Госдуме, депутату Матвееву. Эту сферу надо срочно упорядочивать. Мы занимаемся этим планомерно. Из последнего — неделю назад внесли инициативу: мы считаем, что обзаводиться оружием могут только те, кто не менее 5 лет имеет российское гражданство.
Мне говорят — это неподъемная история, слишком много всего в законодательстве надо менять. Но капля камень точит. Работая в Госдуме, мы видим, что процесс пошел. Здесь, в Самаре, я еще раз убедилась, что мы всё правильно понимаем и слышим, и что мы на верном пути — за этим и ездим в регионы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».