В среду, 4 декабря, мэр Москвы провел прямую линию и ответил на острые вопросы москвичей. Задать их можно было через портал Mos.ru. Для тех, кто не смог посмотреть трансляцию, мы собрали главное из выступления мэра в нашем онлайн-репортаже.
Незадолго до прямой линии Сергея Собянина мы решили узнать у москвичей, что бы они хотели спросить и какие проблемы их больше всего волнуют.
Например, бывшую сотрудницу мэрии Марину Владиславовну возмутила застройка города огромными ЖК. А другая жительница Москвы, Светлана, возмутилась ценами на билеты в Большой театр. Остальные вопросы, которые москвичи хотели бы задать мэру, мы собрали в этом материале.
А вы успели отправить вопросы Сергею Собянину?
Когда откроют новые станции метро
Сергей Собянин начал с ответов на главный вопрос: а когда откроют новые станции метро. Он отметил, что станции теперь открывают «не какие-то проходные, стандартные, невзрачные», а первоклассные.
— Активно продолжаем строить все участки. Что касается продолжения до ЗИЛа, наиболее сложные такие участки, я надеюсь, что до конца следующего года построим, — сказал мэр. — Сколько город будет жить, столько и будет развиваться метро.
Рублево-Архангельскую ветку, по словам мэра, должны достроить к 2026–2027 годам. А Бирюлевскую пока проектируют и подготавливают к строительству площадку. Ее открытия москвичам придется ждать аж до 2030 года.
Когда заменят поезда на МЦД-4
Пошла вода горячая. Мэру задали вопрос о замене электричек на МЦД-4, где ходят старые составы. Телеведущие пометили это вопрос сразу как «жалобу».
— Менять электрички — гигантская задача. Они очень дорогостоящие, сложные в изготовлении. Обычно их не меняют до тех пор, пока колеса не разъедутся, — пошутил мэр (а может быть, и нет). — На первых двух диаметрах мы полностью обновили поезда. А на третьем и четвертом сейчас идет активная замена подвижного состава. Я думаю, что в 2025–2026 году и на этих двух диаметрах [заменим].
С поездами всё плохо не только на МЦД-4. Москвичи задали вопросы и о замене составов на Замоскворецкой и Люблинско-Дмитровской линиях.
— Планируем, конечно, — ответил Сергей Собянин о планах по замене вагонов. — Это тоже такая, очень непростая история. Это тысяча вагонов, колоссальная затрата. Мы планомерно двигаемся к тому, чтобы все вагоны метро были новые. Я думаю, что к 2030 году 90 с лишним процентов работы завершим.
На чьи деньги строят ВСМ
На своей прямой линии Сергей Собянин рассказал о ходе строительства высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом (ВСМ). Как сообщили ведущие телепрограммы, вопрос задал некий «товарищ из Зеленограда»:
— Можно ли будет доехать из Зеленограда в Питер, минуя Ленинградский вокзал? — спросил ведущий «Москвы 24».
— И сегодня можно доехать — на «Сапсане», — шутит Сергей Собянин. — Но если говорить о ВСМ, это очень большая стройка, которая требует времени. Но в Зеленограде мы планируем остановку, поэтому пусть не беспокоится.
— С точки зрения инфраструктуры что потребуется? Кто этот проект финансирует? — уточнила соведущая из ТВЦ.
— Это реализует не город, это гигантская, всероссийская стройка по поручению президента Российской Федерации, — ответил Сергей Собянин. — Главным звеном является Правительство РФ, Минфин и РЖД. Мы помогаем чем можем: вошли в состав концессионеров, помогаем рублем, организационно помогаем. Это большая стройка — около 700 километров протяженность этой дороги. В два раза уменьшается время для того, чтобы доехать от Москвы до Санкт-Петербурга. И количество пассажиров по сравнению с сегодняшними показателями должно увеличиться в 4–5 раз. Это совершенно другой объем перевозок. Московская и Ленинградская области — это около 40 000 000 человек — 30% населения страны. Такая связь между ними, она даст синергию развития наших регионов.
Сергей Собянин ответил, что многие трамвайные линии в Москве закрыли зря. Всё потому, что москвичи переживали, что они гремят. Но теперь, по словам мэра, их делают почти бесшумными.
— Когда у нас на дорогах были так называемые бомбилы, это была ода! Поэтому сегодняшние такси такие белые-пушистые. Хотя, конечно, за ними должен быть контроль, — отметил мэр. — Количество такси значительно увеличилось, сегодня они перевозят, сколько все пригородные электрички. Можете представить? Каждое такси убирает с улицы 3–4, а то и 6 личных авто. Заменяет их.
Также мэр напомнил, что с 1 марта 2025 года в Москве введут обязательную аттестацию всех водителей такси.
— Еще дополнительный контроль будет вводиться, — отметил Сергей Собянин.
Теперь к парковым зонам. Москвичка задала вопрос о том, будут ли благоустраивать площадку рядом с Руднево.
— Руднево само по себе стало центром притяжения людей, им тоже нужны детский сад, спортивная площадка, развлекательный центр. Должно быть комплексное развитие. Рядом находится Некрасовка, которой тоже недостаточно объектов отдыха, в том числе парки. Поэтому мы начали строить парк, который будет работать и на Руднево, и на Некрасовку, — сказал Сергей Собянин.
Когда откроют «Олимпийский»
Во время прямой линии Сергей Собянин рассказал, когда в Москве откроют спорткомплекс «Олимпийский», который отправился на реконструкцию еще в 2019 году.
— Бассейн тоже будет, и площадка для концертов, для развлечений, — сказал Собянин. — Вот так мы говорим, что какой-то проект, какой-то там концерт, какая-то спортплощадка. На самом деле это гигантский комплекс. Тот проект, который сейчас реализуется, — это больше 800 тысяч квадратных метров. В мире таких комплексов, ну, может, в Китае еще есть, в России точно таких нет. Это будет мега-мега-проект, который будет центром развлечения, спорта для Москвы и всей страны. Очень сложный.
По словам Собянина, после реконструкции «Олимпийский» будет современным и красивым по архитектуре.
— Построить такой гигантский проект, конечно, непростая задача, очень непростая. Работы там ведутся частным инвестором. 100% за частные деньги. Знаю, что непростая это работа. Надеюсь, что в 2026-м — начале 2027 года [«Олимпийский] откроет свои двери для посетителей, — добавил мэр Москвы.
Интересный факт. Сергей Собянин отметил, что уже 14 лет власти направляют значительную часть сил на то, чтобы обеспечить «Москва-Сити» транспортом.
Где-то в этот момент вздохнули жители Мытищ, которые мечтают, чтобы к ним продлили метро.