Иерей Николай Бабкин стал известен благодаря активности в соцсетях, где у него в сумме почти 900 тысяч подписчиков. В TikTok он запомнился пользователям ироничными роликами о семейной жизни и мифах о своем служении. MSK1.RU отправился в храм святителя Николая Мирликийского в Отрадном, где служит Николай Бабкин. И поговорил с ним о том, зачем священникам огромные кресты, не жарко ли в рясе. И о его пути в священники и блогеры.
Николай признаётся, что вести блоги в соцсетях его вдохновила жена Алина. Она тоже снимает ироничные видео и ведет семейный блог. Но, конечно, основное занятие Николая — это служение священником. В детстве Николай не представлял, что станет священником. Впрочем, и его отец так не думал. Он из обычной трудовой семьи из Республики Коми, где работал на заводе. Папа Николая сперва просто ходил в храм и служил алтарником, а в 40 лет стал священником.
— Мой папа всегда был добрее и простосердечнее других, но никак иначе не отличался — обычный работяга и семьянин. По воскресеньям ходил в храм помогать в алтаре, разве только это внешне отличало его от других отцов. На богослужении он читал «Апостол» и носил стихарь. Мы видели, как он ко всему этому тянулся. Когда отец стал священником, я понял, что Бог что-то сделал с моим отцом. Вот только не понимал, что именно, пока сам не стал священником.
«Для меня, тогда еще ребенка, это была главная тайна. Спустя 10 лет я осознал свое место в жизни и захотел стать священником»
— Что-то изменилось в его внешности, что удивило?
— Когда отец стал священником, мы долго не видели его, пока он совершал священническую череду в другом городе. Я навсегда запомнил его сказочное появление в квартире. Меня тогда поразили не его ряса и короткая борода, а свет в глазах, которого я раньше не видел. Вроде мой папа, но он другой совсем, как не от мира сего. И это в нем осталось навсегда. Улучшенная версия, так сказать. Это детское, первое впечатление, когда я увидел, что вера реально делает с человеком. Тот день я запомнил на всю жизнь.
«Первые годы в семинарии были сплошным разочарованием в себе»
Николая дразнили и за лишний вес, и за то, что он сын священника, но это не отбило у него желания пойти по пути отца. В 14 лет отца Николая спросили, хочет ли он пойти в духовное училище. Учеба помогла определиться с выбором жизненного пути. К окончанию школы Николай принял решение стать священником.
— Когда отец стал священником, нам пришлось переехать и сменить школу, потому что он получил указ на служение в другом городе. Для меня с братом это означало оставить любимый город, школу и друзей. Первые годы было очень тяжело из-за низкого жалования отца и недоверия окружающих.
«Я в семинарию пришел в 17 лет. На старших курсах пришло реальное представление о себе и понимание: "Да какой из меня вообще священник?"»
— Первые годы учебы в семинарии были сплошным разочарованием в себе. Это потом я понял, что взрослел, в то время как мои иллюзии рушились одна за другой. Все свои сомнения и размышления я вываливал на своего друга в семинарии, которому в один момент это всё надоело. Они с парнями зарегистрировали меня в социальной сети, где я и повстречался со своей будущей женой. Она всё изменила, открыв для меня религию любви вместо религии страха. Я перестал строить воздушные замки и увидел себя изнутри настоящим.
Где-то под слоем душевных проблем мы встретились с Богом. Не скажу, что это была приятная встреча, ведь настоящий ты совсем не соответствуешь своему идеальному представлению. Любовь изменила мою реальность, хотя я оставался прежним.
Досталось и моему перфекционизму и правдорубству, вдруг обратившемуся укоризной против меня самого.
«Через год я похудел на 30 кг, через 2 — еще на 10 кг. Потом меня понесло в монашество, мы с Алиной даже на время взяли паузу в отношениях»
— После семинарии мы поженились, у нас родились погодки. Потом появилось еще двое детей. Мое главное чудо в жизни — это моя семья, к которой Бог привел меня за руку, хотя я упирался изо всех сил.
— У вас четверо детей: планировали, что их будет именно четверо?
— Не планировали, это дело Божьего промысла. У священников нет соревнования, у кого больше детей, да и мы никогда не ставили целью много детей. Как у многих, у нас те же проблемы с жилплощадью, которой вечно не хватает.
«Беременность, на самом деле, — это не так сказочно, как это описывается в православных историях о любви»
Порой любят рассказывать о том, как обновляется организм женщины и про спасение чадородием. На самом деле, беременность сопряжена с рисками для здоровья. Мы для себя решили, что безопаснее рожать молодыми. Зато потом будем молодыми 50-летними дедушкой и бабушкой, с которыми будет не скучно!
— Монахи живут при храме, а батюшки?
— Порой слышу: «Он [священник] живет в алтаре и питается просфорками». Священник — такой же человек, который живет в обществе, а не при храме. Он получает зарплату, ходит в магазин, водит детей в школу и так далее. Обычно люди видят только церковную жизнь священника, почему-то не задумываясь, что батюшка — это живой человек. В блоге я пытаюсь показать и рассказать о жизни священника, потому не читаю проповеди, не люблю фото со службы. Настоящая жизнь куда интереснее.
Тут вот какая проблема: если у человека в голове есть возвышенное представление о батюшке, а реальный священник окажется не таким, он разочаруется. Например, Иоанн Златоуст не носил длинные волосы и не постился 3 дня перед причащением, да еще и причащался с верующими почти каждый день. Святитель Николай, названный «правилом веры и образом кротости», не прогибался под изменчивый мир и даже спросил у императора Константина снижение налогов для Ликии. Почувствовали разницу между стереотипами и действительностью?
«Ты идеализируешь церковь, ничего не зная о ней в реальности. Говоришь: "Вы должны быть такими, как хочу я"»
«Четыре слоя одежды на мне»
Пользователи TikTok иногда думают, что Николай — просто ряженый. Чаще всего на видео и фото он в подряснике, как и на службах. Хотя за пределами церкви — это не обязательный для него атрибут. Но как сам Николай признаётся, он несколько старомоден и ему просто нравится так одеваться.
А под подрясником скрываются обычная футболка и джинсы. Но это неизбежно обращает на него внимание. Католическому священнику, по словам батюшки, проще, он в рубашке: в Европе на католического [священника] никто в кафе не будет смотреть. А у нас будут снимать, даже если просто в кафе поужинать зайдешь, признается батюшка.
— Жарко ли в рясе?
— Жарко бывает летом. Всё зависит от материала, если это синтетика, то будет жарко, ты как в парилке находишься. Если ткань натуральная, то не так жарко. Плюс если лишний вес и хронические заболевания, тоже будет душновато. Мы служим не только в рясах, а в подризниках, а сверху еще и фелонь. Под подрясником рубашка или футболка с брюками. Получается четыре слоя одежды на мне. Черный подрясник — это одежда смирения, можно и потерпеть.
Подрясник — длинное с узкими рукавами и застегнутым воротом одеяние. Фелонь — одежда без рукавов, с прорезью для головы, бывает длинной и короткой. Подризник — длинная в пол одежда с узкими рукавами, белого или желтого цвета, обычно шелковая.
— А почему получается столько слоев? И почему она выглядит таким образом?
— Что касается облачения священника, то здесь всё регулируется церковными правилами. Да, для обывателя это выглядит архаично, но все элементы облачения неслучайны и имеют символическое значение. Поручи (нарукавники), например, использовали для того, чтобы длинные рукава одежды не мешали совершать богослужение. Позднее они получили и символическое значение — как узы Христа перед распятием на Голгофе. Пускай одеяние священника не выглядит современно, но это и не нужно, потому что оно имеет историю, уходящую вглубь веков.
— Часто люди спрашивают: «Вот сколько стоят ваши золотые одеяния?»
— Сходите в музей, посмотрите на настоящие золотые ризы с драгоценными камнями. Я не говорю, что сегодня нет дорогих облачений, но всё познается в сравнении. Вспомните дореволюционные ризы (одежда священника для богослужения. — Прим. ред.) на десятки килограмм и сравните с нынешней синтетикой.
Большинство священников носят скромное облачение просто потому, что России около 40 000 священнослужителей и большая часть из них служит в небольших деревенских церквушках.
«До революции богослужебная утварь была побогаче»
— Как у царей короны и мантии?
— Людям кажется, что это короны и плащи, но на самом деле — символика. Фелонь священника на самом деле символизирует багряницу Христа, в которую Его одели при аресте, когда глумились над Ним. По сути, фелонь была как у евреев, так и других народов, верхней одеждой, но Отцы Церкви ввели ее в число священных одеяний в память о Христе и апостолах. Кстати, даже цвет церковной одежды имеет символику. Голубое — богородичный праздник, жёлтое или золотое — слава Христа. На Пасху — красное, потому что Христос пролил свою кровь за нас.
Зачем священникам такие большие кресты
— Для христианина крест — самое главное, это духовный символ нашего спасения. Крест должен быть уместных размеров. Большой он или маленький — зависит от места, времени и назначения креста. Например, огромное распятие в храме стоит обычно рядом с кануном, столом со свечами и распятием, перед которым молятся об упокоении усопших. Господь умер за наши грехи на Голгофе, и мы ждем всеобщего воскресения, потому распятие таких размеров здесь уместно. Разумеется, если я начну такой огромный крест носить с собой каждый день на плече, это будет выглядеть очень странно.
— А тот, который у вас на груди?
— У меня на груди наперсный крест, это награда которая дается священнику по истечении 5 лет беспорочного служения. До него священник обычно носит восьмиконечный крест. В общем, это просто награда, которая появилась при императоре Павле (т. н. Павловские кресты). В качестве награды за доброе служение могут дать крест с украшениями.
— А до императора Павла как было?
— В стародавние времена на Руси кресты были особым отличием немногих выдающихся священнослужителей, и только в 1896 году указом императора Николая II было велено на всех без исключения иереев возлагать наперсный крест. До 1881 года награждение наперсным крестом утверждалось лично императором, затем стало полномочием Синода. Чаще всего крест священника был наградой или подарком. В том числе могли подарить и облачение. Например, какой-нибудь помещик на Пасху мог подарить батюшке облачение или крест.
«Я себе кресты не покупаю, даже тот, который я с собой везде ношу, мне подарила матушка на пятилетие служения»
Про татуировки, рок-музыку и невоспитанных бабушек
— Что будет, если молодежь с цветными волосами и тату придет в храм? Как вы к этому относитесь?
— Нормально. Каждый свое видит. Обычно проблемы со старожилами бывают, с пресловутыми бабушками. Но это не только в церкви бывает, это не в церкви проблема. Это проблема культуры и воспитания в семье. Если дома тебя не научили уважению и вежливому общению, церковь не заменит тебе папу с мамой. Как известно, чем старше становится человек, тем сложнее ему измениться.
— А воспитанные как себя повели бы в таком случае?
— Культурная, воспитанная пожилая женщина никогда не будет лезть в твое личное пространство. Шипеть и крестить тебя пальцами будет, только если у нее магическое мышление и низкий уровень культуры. Они [бабушки] жили в другую эпоху со своей культурой и ценностью, поэтому им бывает так сложно принять эпатажный внешний вид молодежи.
«Христианское смирение в том, что мы не требуем от других, чтобы они были идеальными и соответствовали нашим ожиданиям»
— Еще часто можно услышать, от тех же старожилов, что рок — это музыка сатаны.
— Плоха та музыка, которая воспевает низменные страсти или прославляет дьявола. Есть, например, сатанинский рок, но есть и христианский. Я не фанат, не езжу по концертам, не изучаю биографию каждого исполнителя. Я не слушаю рок, когда, например, сижу дома с детьми. Слушаю разную музыку в зависимости от настроения.
— А как вы относитесь к фанатам рока?
— Фанатизм — само по себе слово — нездоровое увлечение, пристрастие. Само слово говорит об определенной степени несвободы. Думая, слушая тяжелую музыку, ты что-то компенсируешь, заглушаешь боль, потому то не можешь иначе расслабиться. Если у человека много подавленных и запрещенных чувств, рок ему как бы разрешает эти чувства. Поэтому подросткам заходит на ура. Я понимаю, почему они это слушают.
— В каких случаях вы слушаете рок?
— Очень хорош рок во время бега или спортивных тренировок, но мне непринципиально, лишь бы музыка была динамичной. Рок могу послушать ради вокала, но не могу слушать его часами напролет, потому что это очень большая нагрузка на психику.
«Молодые ребята, которые глубоко в музыке, дереализируются. Вылетают из реальности в какой-то мир собственных грез. Не живут в моменте, сейчас»
— Как вам кажется, почему молодежь, подростки постоянно слушают музыку?
— Музыка помогает переключиться от массы собственных проблем. Подростки не могут их решить, им никто помочь с ними не может. И уходят в мир музыки вместо того, чтобы помогать себе решать проблемы. Но проблемы от этого не решаются, они, по сути, делают то же самое, что делали их родители. Заталкивают свои чувства глубоко, подальше. Свои мысли, свои страхи потому, что им не с кем их разделить. А у друзей те же проблемы.
Ранее мы публиковали ответы священника на самые наивные вопросы о православии. Брали интервью у священника православного храма на Кубе. А также MSK1.RU рассказывал историю подмосковного храма в селе Уборы, где часть старинной галереи сносят ради нового туалета.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».