Количество выделенных полос для общественного транспорта в Москве достигло сотни. В дептрансе утверждают, что они на 25% снижают количество ДТП и позволяют автобусам соблюдать расписание. Однако не все жители столицы с этим согласны. Автомобилисты района Измайлово бьют тревогу: из-за новой «выделенки» на Большой Семеновской заблокирован проезд к пяти районам города. MSK1.RU обсудил с экспертами, зачем Москве отдельные автобусные полосы.
Споры автомобилистов восточного округа с городскими властями начались еще в октябре прошлого года, когда на Большой Семеновской улице на участке дороги с подземным пешеходным переходом установили еще и наземный. Теперь дорожная ситуация осложнилась новой разметкой: для проезда машин осталось по полосе в каждую сторону. Как пишет пресс-служба департамента транспорта, выделенную полосу введут в эксплуатацию только 9 июля. Однако из-за предварительно начерченной разметки водители уже сейчас инстинктивно объезжают ее, опасаясь штрафов.
Проезд по выделенным полосам разрешен только для городского транспорта, такси, машин экстренных и коммунальных служб и велосипедов даже в выходные дни. Штраф за выезд на них составляет три тысячи рублей.
— Проблема в том, что из-за этой полосы застопорилось по меньшей мере 5 районов (северное Измайлово, восточное Измайлово, Измайлово, Соколиная Гора и Басманный), — рассказала координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Юлия Каблинова. — К тому же там стоит светофор и пешеходный переход, который дублирует подземный. Всё это вкупе создает такую ситуацию, что жители вынуждены стоять часами в пробках. Выехать в центр стало возможно либо по Щелковскому шоссе, либо по шоссе Энтузиастов, которые почти всегда стоят, либо по Электрозаводскому мосту, где тоже бодрым движение назвать сложно.
По словам Каблиновой, чтобы доехать до выделенной полосы, автобусам всё равно приходится стоять в общей пробке.
«Сейчас летний период, многие находятся в отпусках, у нас уже коллапс, а осенью оттуда вообще никто не уедет»
— Самое главное — мы заинтересованы в том, чтобы улучшалась экология в городе, а пробки, которые из-за выделенных полос создаются, на экологию влияют крайне негативно, — пояснила девушка.
На возмущения жителей откликнулись местные политики. Муниципальный депутат района Измайлово Екатерина Ахапкина предложила транспортным чиновникам демаркировать разметку, чтобы не сбивать водителей с толку, однако в департаменте ей отказали и заявили, что «выделенка» на Большой Семеновской вскоре официально заработает. А на прошлой неделе в транспортный комплекс обратился депутат Мосгордумы Виктор Максимов, ответ на его просьбу о пересмотре дорожного благоустройства пока не пришел.
Научный сотрудник Музея Москвы и специалист по исторической урбанистике Павел Гнилорыбов пояснил MSK1.RU, что, согласно статистике, использование выделенных полос «с умом» позволяет в течение года сократить поток автомобилей на 5–10%.
— Внедрение выделенных полос департамент транспорта Москвы начал несколько лет назад. Опять же, отчасти под влиянием опыта мегаполисов юго-восточной Азии, отчасти под влиянием транспортной науки, которая является англосаксонским достижением. В Соединенных Штатах еще 30–40 лет назад эта мера стала ответом на резкую автомобилизацию городов, когда расширение дорог никак не могло решить проблему, — рассказал MSK1.RU эксперт.
Первая выделенная полоса в ее современном понимании появилась в столице в 2009 году. Сейчас в Москве около 100 таких полос протяженностью 398 км. По мнению Гнилорыбова, перед выделением автобусной полосы транспортные службы должны проводить серьезный предварительный анализ: замерить суточный и часовой поток автомобилей в будние, а также праздничные дни.
— Допустим, на трехполосной улице уже нужно хорошо подумать, выделять ли одну полосу под общественный транспорт. А если это происходит на автомагистралях, где 4–5 полос, то это, конечно, сказывается на движении позитивно и улучшает транспортную ситуацию, — отметил урбанист.
«В введении "выделенок", конечно, можно увидеть какую-то стратегию, но я понимаю, почему у жителей некоторых районов возникают к этому вопросы»
Если оспорить нововведение властей не получится, решить вопрос образовавшейся на Большой Семеновской пробки можно будет спустя несколько месяцев — с помощью пересмотра количества переходов, перенастройки светофорных фаз или изменения дорожных разворотов.
— Самое главное здесь — это анализ и большое количество городских данных, чтобы не голословно, а с цифрами в руках доказывать населению, тому же автомобилисту, который не дурак, что это вынужденная и правильная мера, — заключил он.
Ранее мы рассказывали о том, сколько власти потратят на капитальный ремонт дороги в Красногорске на участке от Волоколамского шоссе до деревни Сабурово. А также писали про ДТП с участием пассажирского автобуса и автомобиля Mazda в Сокольниках.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».