Недавно директор НИИ «МосТрансПроект» обнародовал схему московского метро к 2030 году. Схему можно назвать неофициальной, но на ней хорошо видны планы мэрии. Вместе с экспертом анализируем, каким метро должно стать в 2030 году
БКЛ наконец замкнется
Большая кольцевая линия (БКЛ) — самый амбициозный проект метрополитена. Первый участок большого кольца был открыт в 2018 году. А замкнуться БКЛ может уже в 2022 году!
— Большая кольцевая линия — тот проект, который нужно делать. Она точно распределит пассажиропотоки. Почти наверняка нагрузка на «кольцо» спадет. Возможно, чуть-чуть освободит МЦК. Однако радиальные линии могут и остаться перегруженными, — рассказывает урбанист и автор канала «Город для людей» Аркадий Гершман.
Новые линии с нуля
Начнем с Троицкой линии, благо, что ее уже строят. Она начнется от МЦК ЗИЛ и пересечется с «Академической». Далее пойдет между «красной» и «оранжевыми» ветками до «Коммунарки». Уже от Коммунарки она дойдет до Троицка, который находится в 20 километрах от Москвы по Калужскому шоссе.
Участок от ЗИЛа до Коммунарки должен открыться в 2024 году. А в Троицк метро должно прийти в 2027-м.
МЦК ЗИЛ станет целым транспортным узлом. Там начнется еще одна новая линия метро — Бирюлевская. Станция «Остров мечты» станет пересадкой на «Технопарк» и выходом к огромному развлекательному комплексу.
Пересесть можно будет и на БКЛ на станции «Кленовый бульвар». Затем линия через Курьяново (там, видимо, будет длинная пересадка на D2) пойдет в Бирюлево. Конечная станция будет возле станции «Бирюлево-пассажирская». Там будет новый диаметр, но об этом позже.
Рублево-Архангельская линия будет на другом конце Москвы. Она начнется с «Делового центра» БКЛ.
Если верить этой схеме, то участок от «Делового центра» до «Шелепихи» будет обслуживать сразу две линии. Как это будет на практике — неясно.
Далее линия пересечется с основным контуром БКЛ. Затем через «Строгино» она дойдет до Рублево-Архангельского. Кстати, есть слухи, что Рублево-Архангельскую и Бирюлевскую линию объединят, но никакой конкретики пока нет.
К трассировкам всех новых линий метро есть вопросы, утверждает урбанист Аркадий Гершман.
— Бирюлевская линия — из никуда в никуда. Новые линии строят не по максимальной траектории для всех. Их тащат либо туда, где это удобно для строительства и проектирования, либо туда, где это удобно для девелоперов, чтобы построить дома и продать их подороже, — делится мнением эксперт.
Аркадий Гершман также замечает тенденцию к упрощению и удешевлению. По его словам, именно с этим связано то, что новые линии не идут в центр.
Новые диаметры
Два диаметра уже открыты, на очереди — еще три. Когда их будет пять, схема станет совсем сложной.
D3 пройдет от Зеленограда до Раменского. Главные пересадки будут в «Ховрино» («зеленая» ветка), «Петровско-Разумовской» («серая» и «салатовая» ветки с D1). Также стоит выделить «Рижскую», «Сокольники», «Электрозаводскую» и «Авиамоторную». Третий диаметр может открыться в 2023–2025 годах.
D4 пройдет от Железнодорожного до Апрелевки. Главные пересадки будут на Нижегородской (БКЛ и Некрасовская линия), Курском вокзале и Площади трех вокзалов. Далее — пересадки на «Марьиной роще», «Белорусской» и «Беговой». Затем диаметр пойдет через «Кутузовскую» и «Парк Победы» — участок там в Сети назвали «киевским плечом».
Четвертый диаметр может открыться в 2023–2024 годах.
Идею развития городских электричек урбанист Аркадий Гершман поддерживает.
— Стоит делать упор на городские электрички, и это сейчас частично делается. Пропускная способность электрички выше, чем у метро. Нужно улучшать их доступность. В районах, где метро нет, можно проводить трамвайные линии. Вообще трамваи — самый эффективный вид транспорта, даже эффективнее, чем автобусы и электробусы, — говорит эксперт.
Судьба D5: тоннель под центром и разветвление
Пятый диаметр заслуживает отдельного рассказа. От должен был пройти от Домодедово до Пушкино. Сначала планировалось, что он будет частично дублировать D2 на участке от Царицыно до Новохохловской. Затем его решили провести к Павелецкому вокзалу, но тогда он был бы разделенным (был бы он вообще диаметром — вопрос).
У мэрии появились амбициозные планы — прорыть тоннель под центром до Площади трех вокзалов. Об этом уже заговорили в июле.
Судя по схеме, пересадку могут сделать на «Китай-городе». Блогер-урбанист Аркадий Гершман считает, что осуществить это реально.
—У Москвы с ее бюджетом и возможностями действительно есть шанс это сделать. Проблема в том, что это сложно и все компетенции утеряны. Кто-то из подрядчиков умеет строить, кто-то — нет. Немногие компании могут построить тоннель под жилой застройкой, а не неглубокий тоннель под полями. И они сейчас задействованы на строительстве Большой кольцевой линии, — говорит эксперт.
Сложности при постройке тоннеля будут и с нормативами.
— Проблема в том, что в Москве нет нормативов для строительства таких железнодорожных тоннелей в городских условиях. В столице есть только одна подземная железнодорожная станция — в аэропорту Внуково. И ходят слухи, что ее проектировали «на коленках», используя общие познания. Но надо признать, что она работает. Если получится диаметр, будет круто, — рассказывает Аркадий Гершман.
После Мытищ у D5 будет разветвление — в Пушкино, Фрязино и Щелково.
Новые станции на действующих линиях
Кроме новых линий и диаметров, скоро появятся новые станции на имеющихся ветках.
«Желтую» линию продлят до аэропорта Внуково. Работы над этим уже идут, и участок планируют открыть в 2023 году. Есть и не очень хорошие новости: Калининский и Солнцевский радиусы пока не соединят.
Новая станция появится на кольцевой линии. Между «Новослободской» и «Проспектом Мира» появится станция «Суворовская». На ней, кстати, установят первые в московском метро траволаторы.
«Суворовская» будет пересадкой на «Достоевскую» «салатовой» линии. Там появятся сразу несколько новых станций. На южном участке откроется «Южный порт». Он будет между «Кожуховской» и «Печатниками». А северный участок дополнят несколько станций: «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Так линия выйдет за МКАД в район Северный.
Обновятся и старейшие линии метро: «красная» и «синяя». На западе «синей» появится новая конечная — «Гольяново».
А на юге «красной» за Коммунаркой построят станцию «Потапово».
Урбанист Аркадий Гершман указывает, что новыми станциями за МКАДом могут пользоваться немногие.
— По поводу станций Сокольнической линии в Новой Москве были интервью с данными по пассажиропотоку за год, если я не ошибаюсь. Однако если их просто взять и разделить на 365 дней и часы работы метрополитена, выяснится, что там пассажиропоток на один автобус, — рассказывает эксперт.
Комментируя общий план развития метрополитена, Аркадий Гершман высказывается за строительство новых линий от окраины до окраины через центр. По его словам, это соответствовало бы общему развитию города и его транспортной системы. Однако эксперт замечает, что реализация идеи была и остается сложной.
Посмотрите большой репортаж от нашего фотокорреспондента с открытых в декабре станций БКЛ. Показываем, как они выглядят.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».