В Москве второй раз за год повысили цены на проезд в метро и на общественном транспорте. Новые тарифы начнут действовать с 15 октября. В дептрансе это объяснили инфляцией, ростом цен на топливо и электроэнергию. При этом цены не поменялись на самые дорогие годовые проездные.
Также дептранс отмечает, что на метро дешевле всего ездить по биометрии. Одни считают, что это развивает систему слежки и дополняет другие базы данных, другие — что это всего лишь промоушен новых технологий.
MSK1.RU поговорил с экспертами о том, почему власти повторно подняли стоимость проезда и могут ли сделать это и в третий раз. А также, почему на одни тарифы цены поднялись в разы больше, чем на другие, и насколько эффективна оплата по биометрии.
«Каждый пересчет опасен тем, что к проблеме привлекается внимание»: почему повысили стоимость поездок
Как мы уже упоминали, дептранс назвал три причины повышения стоимости проезда: инфляция, подорожание топлива и электроэнергии. Многие уже на себе ощутили, как выросли цены на тот же бензин и дизель. А в нескольких регионах автомобилисты жаловались, что топлива на заправках вообще нет.
— Бензин подорожал на 30%, по крайней мере. В общем-то дорожают все продукты, поэтому ничего удивительного нет в том, что идет попытка каким-то образом это компенсировать. Я не думаю, что это что-то сверхъестественное, — рассказал MSK1.RU финансовый аналитик и доцент РАНХиГС Николай Кульбака.
«К сожалению, в режиме более высокой инфляции мы будем жить довольно долго, по крайней мере, в ближайшие год-два»
Минэкономразвития прогнозировало, что инфляция ускорится к концу 2023-го. Если в сентябре этот показатель был 5,7%, то к декабрю вырастет до 7,5%. Экономист Николай Кульбака указывает, что товары дорожают именно из-за ожидаемой инфляции.
— Это происходит примерно так: бизнес представляет, какой в следующем году будет инфляция, и закладывает это в свои расчеты, в свои цены. И тут появляется интересная механика: если все будут ожидать, что инфляция будет низкая, то она и будет низкая. И наоборот. Это одна из проблем, почему с инфляцией сложно бороться, потому что все готовятся к тому, что она будет высокой.
«И если государство не очень борется с инфляцией, то люди это закладывают в свои ожидания. И ожидаемая инфляция становится выше»
Эксперт также отмечает, что подорожание тарифов на проезд в общественном транспорте — это попытка компенсировать растущие расходы здесь и сейчас. А не шаг наперед. При этом Николай Кульбака сомневается, что власти поднимут стоимость проезда еще раз в этом году.
— Дело даже не в том, что это был бы перебор. А в том, что не настолько растут цены, как опасно привлекать к этому внимание. Каждый такой пересчет опасен тем, что к проблеме привлекается внимание, в том числе и СМИ. Лишний раз никто этого делать не будет, потому что тогда возникают вопросы. Журналисты начинают их задавать и не потому, что они против власти, а потому что их аудитория хочет разобраться, — прокомментировал Николай Кульбака.
«Система получит больше денег»: как изменится стоимость проезда
Сильнее всего с 15 октября изменится стоимость трех абонементов. Абонемент по «Тройке» на 90 дней в пригородной зоне подорожает на 570 рублей. Такой же тариф, но уже в центральной зоне, вырастет на 450 рублей. Подорожает и абонемент на 60 поездок по красному билету «Единый», его стоимость вырастет на 420 рублей.
Также появятся новые билеты для школьников и студентов на 30 и 90 дней. Они будут действовать в пригородной зоне. Цена не поменяется только на годовые абонементы по «Тройке» и ТАТ (автобус и трамвай).
Транспортный аналитик Владислав Булгаков считает, что власти повысили стоимость абонементов на 60 дней, чтобы потихоньку от него избавиться.
— Это билет, который не дает гарантии, что пассажир будет пользоваться общественным транспортом чаще. Но убрать его невозможно — будет много недовольства. Поэтому вот уже на протяжении пяти лет этот билет дорожает больше всех в процентном соотношении, — поделился мнением Владислав Булгаков.
Эксперт объясняет, что в целом проездные стараются делать доступными для москвичей, несмотря на их регулярное подорожание. А рост цен и введение новых тарифов помогут даже увеличить количество пассажиров.
— Привлекая больше пассажиров по новым абонементам, система получит больше денег. Соответственно, из бюджета Москвы будут тратить либо меньше, либо ту же стоимость, чтобы покрыть дефицит, который, возможно, образовался, — добавил транспортный аналитик.
Булгаков считает, что стоимость годового абонемента нет смысла повышать, так как человек одномоментно вносит большую сумму и такие пассажиры самые замотивированные и эффективные для системы транспорта.
Но как бы ни менялись цены, прокатиться один раз на метро и МЦД дешевле всего будет при оплате поездки по биометрии.
Что такое биометрия?
Биометрия — система распознавания людей по одной или более физическим или поведенческим чертам (трехмерная фотография лица и/или тела, образец голоса, отпечатки пальцев, рисунок вен руки, группа крови, специальное фото роговицы глаза и т. д.). В области информационных технологий биометрические данные используются для контроля доступа. Также биометрический анализ используется для выявления людей, которые находятся под наблюдением (в России — отпечатки пальцев).
«Могут использовать для кражи средств, вымогательства, шантажа»: безопасна ли биометрия
Отношение к системе биометрии в метро у экспертов разнится. Транспортный аналитик Владислав Булгаков считает, что оплата проезда по камере невыгодна для тех, кто постоянно пользуется подземкой.
— Мне кажется, это чисто IT-департамент пытается играться в современные технологии. В реальности лучше транспортных карт, которые быстро считывают все поездки, пока нет ничего. Что только ни придумывали, чтобы решить проблему с очередями, чтобы понимать, кто оплатил проезд, а кто нет — карты здесь работают лучше всего. Понятно, что новые технологии все хотят тестировать, и такой город, как Москва, должен вкладываться в них, — сказал Владислав Булгаков.
По данным дептранса, в 2022 году к системе биометрической оплаты проезда подключились больше 220 тысяч человек. А каждый день этот способ оплаты использовали около 120 тысяч раз.
Интернет-эксперт Александр Исавнин говорит, что продвижение оплаты по биометрии как «самой выгодной» может быть намеренным шагом. Отметим, что прежде дептранс указывал в первую очередь на удобства этой системы оплаты, а не на ее стоимость.
— Когда-то и для популяризации Mir Pay были скидки. Делается это специально, но скорее не для явной слежки, а для усиления использования для отладки технологии, — сказал Александр Исавнин.
«Биометрию еще поотрабатывают, превратив транспорт в полигон, а москвичей в подопытных кроликов для четырех компаний, занимающихся распознаванием лиц»
Эксперт также рассказал, что базы данных пассажиров, которые «платят лицом», могут объединяться с теми, что есть у госорганов.
— Они друг с другом меняются, не стесняясь. Примером «объединения» баз является история с ковидными пропусками, когда Москва почему-то непонятно как залезла в базы налоговой и пенсионного (и/или ФМС) для «проверки», — говорит интернет-эксперт.
«Но понятно, что базы теперь чистят от "своих", а Ликсутов и Собянин на метро по биометрии не ездят»
Специалист по информационной безопасности Владимир Келаскин говорил, что простому человеку разобраться, как работает эта система, будет довольно сложно. А также, что биометрические данные становятся мишенью для злоумышленников.
— Речь об информации, которую могут использовать для кражи личности и массовых взломов клиентских устройств для кражи средств, вымогательства, шантажа, — объяснял эксперт.
Руководитель дептранса Максим Ликсутов говорил, что система биометрии для оплаты проезда безопасна. Использовать ее так же надежно, как «привязать банковскую карту в приложении для оплаты покупок».
Ранее мы рассказывали, что россияне выстраивались в огромные очереди в МФЦ, чтобы написать заявление на отказ от сбора и хранения биометрических данных. Началось это после изменений в законодательстве и пугающей рассылки в мессенджерах.
Также еще в прошлом году Минцифры предложило отказаться от необходимости получения согласия россиян на сбор их биометрии в Единую биометрическую систему (ЕБС). Это должно было укрепить защищенность данных. MSK1.RU поговорил с экспертами и узнал, какие данные собираются в эту систему и что с ней не так.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».