Дороги и транспорт мнение «Дешевле только отпуск в деревне». Многодетная семья рассказала, как им удалось отдохнуть на Алтае за 125 тысяч рублей

Правдивая колонка о путешествии по серпантинам, реке Катуни и экзотических пельменях

Без бумажной карты путешествовать по Республике Алтай сложно: связь есть далеко не везде

Куда отправиться в отпуск, к морю или в горы, — этим вопросом сейчас задаются многие. На популярных зарубежных курортах летом не сезон, слишком жарко. А поездки по России не всегда доступны из-за цены.

Семья из Екатеринбурга отправилась на Алтай. Причем отпуск на пятерых им обошелся довольно бюджетно — 125 тысяч рублей, и это с учетом дороги. Многодетная мама Нина Тювякина рассказала в колонке, как им удалось сэкономить и что посмотрели в путешествии. Спойлер: после прочтения захочется поехать в горы. Далее — от первого лица.

За свои 10 лет старшая дочь не ездила на поезде ни разу, только на электричках. Дети давно просились в поездку, их привлекает железнодорожный транспорт, как это устроено. Идея впечатлила мужа, он думал, куда можно отправиться на поезде, чтобы далеко и интересно.

Стали рассматривать варианты, например красивый город Казань, но как-то не зацепило. У мужа дядька живет в Алтайском крае, и мы решили совместить приятное с полезным, съездить в отпуск, побывать в гостях у родных и совершить такое мини-путешествие до Горного Алтая.

Я была на Алтае в 2011 году в командировке. Поэтому какое-то представление уже было: знала, куда на машине можно доехать до красивых, интересных, исторических мест для того, чтобы это всё посмотреть самостоятельно и показать детям.

Отпуск на июль 2024 года начали планировать еще в октябре 2023-го. Составили маршрут, главное было купить билеты на поезд, как только откроется продажа на нужные нам даты. Ведь нас интересовало одно общее купе, чтобы мы могли разместиться всей семьей. Нас пять человек: двое взрослых и трое детей (10 лет, 7 лет и 3 года). Билеты покупали в 8 утра по Москве за 45 дней. Супруг ездил в кассы, дело в том, что дети до 5 лет могут проезжать без дополнительного места и его сложно приобрести через приложение, мы не разобрались, было проще доехать и купить.

Стоимость билетов туда в купе на пятерых — 23 тысячи на скорый поезд. Обратно мы уже брали не от Барнаула, а от Большой Речки — это та станция, где живут наши родственники, поэтому стоимость выше (25 тысяч) и поезд идет чуть дольше.

На Горном Алтаре возможен, наверное, отдых и без машины, но с тремя детьми всё-таки лучше с автомобилем. В Барнауле мы арендовали машину, на пять суток вышло 15 тысяч рублей. На авто можно проехать 300 километров в день, мы за всё время наколесили 1200 километров. Кресло для младшего ребенка мы привезли с собой из Екатеринбурга, так как в прокате только одно устройство для перевозки детей и оно было занято во время нашего путешествия другими. Сдать машину надо было чистой либо заплатить тысячу рублей, мы выбрали отдать деньги, так как не успевали уже заехать на мойку.

Из Барнаула мы поехали сначала в село Троицкое к родственникам. Там остановились на ночь. Наутро отправились в наше путешествие. Первая остановка была в Алтайском крае, село Сростки. Это родина Шукшина. Там побывали в доме-музее, где рос знаменитый кинорежиссер и актер, сходили на гору, на которой установлен памятник.

Была идея еще посетить село Полковниково, это родина космонавта Германа Титова. Там есть музей, но в день, когда мы там проезжали, он не работал.

После родины Шукшина поехали в Горный Алтай, в село Манжерок. Это такое курортное село, где можно найти и горные экскурсии, и походы на лошадях, очень много сплавов, поездки на катере, квадроцикле, но, учитывая возраст наших детей, это всё не для нашей семьи. Мы искали спокойные места, где можно посмотреть красивые виды Горного Алтая и куда можно добраться на автомобиле.

Мы погуляли на манжерокских порогах, они находятся прямо в селе, немногие о них знают. Это те пороги, которые на реке Катуни образуются. Весной, когда горные речки полны из-за таяния снега, Катунь поднимается выше, пороги скрыты, но в середине лета пороги уже открылись всем своим прекрасным видом. Можно оценить, насколько вода истерзала землю, горы, как она бурлит.

Сама Катунь очень активная, она достаточно сложная для прохождения на катамаранах, и в селе есть памятник, который посвящен рафтингу.

Еще при планировании отпуска мы знали, что две ночи проведем в селе Манжерок и одну ночь дальше по Чуйскому тракту в селе Шашикман, что недалеко от Онгудая. Жилья в аренду сдается много, на любой запрос, мы искали что-то среднее, главное, чтобы можно было разместиться впятером. Бронировали отели заранее. У супруга повышенный кешбэк на банковской карте при бронировании через приложение. 20% нам вернулось, и получилось, что сэкономили на аренде номеров.

В первый день мы успели побывать в Сростках, на порогах, и плюс у нас еще была красивая фотосессия с местным фотографом.

На следующий день мы поехали в село Чемал. Там находится знаменитый остров Патмос. Это отвесная скала, на которой стоит храм Иоанна Богослова, туда ведет подвесной мост. Пройтись по мосту — это уже своего рода экскурсия и адреналин, потому что этот переход над бурной Катунью. Пока ты идешь по мосту, вроде бы спокойно и мило, но он шатается от того, что кто-то идет впереди или позади тебя. На удивление дети спокойно перешли. Это больше у нас, у взрослых, какое-то состояние страха перед подвесным мостом.

Рядом с островом Патмос есть пешая тропа до Чемальской ГЭС, но так как дети были уже уставшие, время было ближе к обеду, никто не захотел идти по тропе, два километра нести ребенка тоже не захотелось, поэтому — я там была в прошлый раз, я это видела, а супруг и дети посмотрят в следующий раз.

После острова Патмос мы поехали на Лохматую ферму. Она находится по Чемальскому тракту, хорошее расположение, большая территория, большие вольеры у животных.

Все животные ухоженные, чувствуют себя хорошо, красивые и довольные. Там же можно приобрести за отдельную плату угощение для этих животных. У каждого клетки на стойке указано, чем можно кормить. Там содержат маралов, пятнистых оленей, верблюдов, альпака, гуанако и различные виды птиц, куриц, свиней, яков, медведей. Особый интерес вызвали кролики.

Прямо на территории, без вольеров, по всему пространству бегают в свободном доступе абсолютно довольные и счастливые кролики. Дети были под большим впечатлением от этих кроликов, которые свободно подходили, они не боятся человека, с удовольствием угощаются, лопают капусту, морковку. Кроликов так много, что к концу маршрута, по которому ты идешь по лохматой ферме, угощения не хватило.

Также в селе Манжерок проезжали мимо, увидели дом-перевертыш. Дети увидели и сильно захотели. Это то, что можно посетить в любом другом городе, необязательно в Горном Алтае. Но отказать детям достаточно сложно. В интернете указано время работы круглосуточно, чему я удивилась, ну и не зря, потому что администратор при продаже билетов сказала, что работают они до 19:00 и мы как раз последние клиенты.

Всё время при смене локации ты просто очаровываешься видами, которые открываются у тебя из окна автомобиля. Остановиться в любом красивом месте не получится. Чаще всего есть либо ограничение на стоянку-остановку, но если есть такая возможность, то можно в любом месте остановиться и сделать сказочные фотографии природы Алтая.

Очень много домашнего скота, который переходит дорогу. То есть коровы, овцы, козы, лошади живут там вольготно. Для тех, кто впервые приезжает, как мы, на машине, это немножко дико. Едешь и видишь в навигаторе пробку, при этом не отмечена причина, а когда ты проезжаешь, видишь: это просто коровки решили перейти с одной стороны дороги на другую.

Очень много кафе, мест быстрого питания, сетевых магазинов. На завтрак мы в дороге покупали себе растворимые каши, хлеб, сыр, колбасу. Цены абсолютно такие же, как и в нашем городе.

Хотелось попробовать местную кухню. В первый вечер в кафе заказали пельмени из марала. На следующий вечер мы поехали снова туда, и, уже после того как мы видели марала вживую на Лохматой ферме, есть эти пельмени уже не хотелось, потому что он очень красивый.

Мы сняли пятиместный домик с удобствами на улице. В номере — спальные места, стол, стулья. Кухня летняя — на улице. Есть холодильник, микроволновка, плита, чайник, стиральная машинка. Несколько мангальных зон рядом.

Из Манжерока наше путешествие продолжилось в сторону слияния рек Чуй и Катуни. Первый пункт остановки — Семинский перевал. Там находится смотровая площадка. Как обычно в таких местах есть небольшие сувенирные лавки, везде продается алтайский мед, медовуха, чай, орехи, шишки, очень много изделий из дерева. Но, как оказалось, больше там смотреть не на что, всё это видно из окна автомобиля.

Чем дальше по Чуйскому тракту, тем горы становились выше, их характер менялся. Если Манжероке они покрыты лесами, то там горы становились как плюшевые, как будто покрытые верблюжьей шерстью, они реально как из какого-то мультика, из сказочного фильма.

В селе Шашикман мы остановились также в гостевом домике. Удобство были уже в номере. В этом месте единственный такой минус для меня и для мужа, который периодически занимался рабочими моментами, это отсутствие какой-либо связи.

Для того чтобы подтвердить бронирование, нам надо было показать чек об оплате в электронной почте. Хозяйка гостевого домика раздала интернет, пока мы у нее были там рядышком. Мы смогли показать чеки. А всё остальное время она сказала, ребята, вы в отпуске, наслаждайтесь природой и тишиной.

— Интернет осознанно не провожу для того, чтобы у вас была возможность насладиться отдыхом, надышаться, налюбоваться, чтобы вы не сидели в телефонах, чтобы вы не отвлекались именно на простые вещи, — сказала хозяйка гостевого дома. — Они вам доступны в городе, дома.

В этом определенная фишка тоже есть. Мы, осознав то, что у нас интернета нет на сутки, расслабились и наслаждались прекрасными видами. Горы там высокие, рядом речка Урсул, более спокойная, чем мы до этого встречали.

Ужинали в местном кафе. Заказали манты из косули, местный сыр, свежеиспеченный хлеб и авторский чай, который сама хозяйка собирает по собственному рецепту из алтайских трав, к нему был мед с пасеки, расположенной неподалеку, и вкуснейшее варенье. Такой красивый, симпатичный ужин на летней веранде с видом на реку и горы.

Наутро мы отправились в самую дальнюю точку нашего маршрута — 712-й километр Чуйского тракта, место, где встречаются реки Чуя и Катунь. Находится оно достаточно далеко от того места, где мы ночевали.

По пути был перевал Чике-Таман (на 659-м километре Чуйского тракта), он завораживающий: резкие подъемы и спуски, дорога идет между горами. Прямо серпантин, и вот это ощущение, мы с мужем думали только о том, как бы на нас тут камни не начали валиться. Красота совмещалась с чувством некоей опасности.

У слияния Чуи и Катуни есть две смотровых площадки. Мы выбрали ту, откуда открывается более эффектный вид. Катунь бирюзовая, широкая, активная. Чуя коричневая, серая, грязная, и наблюдать слияние двух рек, как устроена природа, — завораживает.

На обратной дороге, уже проезжая Манжерок, выяснили, что дочь оставила свой телефон в Шашикмане, там, где не было связи. Созвонились с хозяйкой, и она обещала отправить на такси до Горно-Алтайска. Нам пришлось задержаться еще на сутки в нашем путешествии. Раз мы были рядом с Манжероком, там и заночевали.

На следующий день мы уехали чуть-чуть с маршрута, с Чуйского тракта в сторону столицы Горного Алтая. Встреча с человеком, который привезет смартфон, была назначена на автовокзале. Пока ждали, отметили, что есть и автобусы, и такси до всех туристических мест, если нет возможности арендовать машину, то вполне можно путешествовать по Горному Алтаю и другим транспортом.

Телефон мы свой так и не дождались. Хозяйка гостевого дома в Шашикмане обещала выбрать время, доехать до соседнего села и отправить почтой, но, когда это произойдет, не уточнила. Посмотрев на Горно-Алтайск, мы поехали обратно к родственникам, где нас ждали нагретый бассейн, горячая баня, вкусный шашлык.

Программу максимум нашего путешествия мы выполнили. Знаю, что есть планы к 2030 году закольцевать Чуйский тракт с дорогой до Телецкого озера, по которому ходят паромы, и таким образом можно будет доехать буквально до границы с Монголией и поехать другим путем обратно. Очень бы хотелось побывать в таком путешествии.

В целом на отпуск у нас ушло 125 тысяч рублей. Это включая билеты на поезд на пять человек в обе стороны, аренду автомобиля, питание, гостевые дома, развлечения. Дешевле мы отдыхали всей семьей только в деревне у моих родителей.

Согласны с автором?

Да
Нет

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш IPhone 15 среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции