На днях Московским центральным диаметрам (МЦД) исполнилось пять лет. В 2019 году по уже давно существующим маршрутам электричек из Одинцово в Лобню и Подольска в Красногорск запустили современные поезда без дневного перерыва в расписании и удобной тарифной системой (более низкой стоимостью проезда и бесплатными пересадками на метро и МЦК).
В день юбилея мэр Москвы Сергей Собянин посетил строящийся вокзал МЦД в Москва-Сити. Чиновники делились грандиозными планами по развитию железнодорожного транспорта в столице. Но никто из присутствовавших на мероприятии так и не вспомнил про МЦД-5. Это — проект диаметра из Домодедово в многонаселенные северо-восточные города Подмосковья, который власти недавно заморозили из-за высокой стоимости туннеля в центре столицы.
MSK1.RU объясняет, почему нельзя было отменять первоначальный проект МЦД-5.
Население больше, чем в Перми или Краснодаре
На северо-восток от МКАД сформировалась целая агломерация — практически слившиеся воедино Мытищи, Королёв, Пушкино и Щелково (иногда сюда включают и чуть более отдаленное Фрязино). Главный архитектор проекта Центра пространственной информации Института градостроительства Московской области Александр Антонов даже придумал ей меткое народное название — «Коротищи».
— Население «Коротищ» уже сегодня составляет 760 тысяч человек, и через пять лет естественным путем достигнет 1 млн человек. И такие «урбано-монстры» будут облеплять Москву со всех сторон, — рассказывал Антонов на круглом столе восемь лет назад.
Архитектор не ошибся: по данным Росстата, суммарное население северо-востока ближнего Подмосковья в 2024 году — 1 113 409 человек. Это больше, чем в Перми или Краснодаре. А если бы «Коротищи» были отдельным городом, он бы занял 13-е место в списке самых населенных городов России.
Недаром Ярославское направление считается одним из самых загруженных по пассажиропотоку: из Москвы в область по трем железнодорожным веткам отправляется 279 электричек в день. А по оценкам замдиректора института Генплана Москвы Игоря Бахирева, в среднем они перевозят 40 тысяч человек в час.
«Зимой сугроб в тамбуре, а летом — сауна»
Электрички из «Коротищ» доезжают только до Ярославского вокзала — других удобных пересадок на метро нет. Поэтому до самой «Комсомольской» люди едут битком.
— Ежедневно со станций «Валентиновка», «Болшево» и «Подлипки-Дачные» тысячи людей отправляются на работу в Москву — электрички переполнены. Если бы МЦД-5 был построен, люди бы спокойно ехали дальше в центр и на юг столицы, не вываливаясь гурьбой на вокзале. А сами поезда ходили бы чаще, — пожаловался в разговоре с MSK1.RU житель Королёва Артем.
Пассажиров также не устраивает высокая стоимость билетов: от Ярославского вокзала до Мытищ — 108 рублей, до Пушкино и Щелково — по 142 рубля соответственно. Для сравнения: жители Подольска и Зеленограда (где уже есть МЦД) платят за поездку 76 рублей. При этом они не должны отдельно доплачивать за пересадку на метро.
Масла в огонь подливают и старые электрички типа ЭД4М и ЭД2Т, которые ходят по Ярославскому направлению. В них нет кондиционера, а средний возраст зачастую превышает 15 лет.
— Зимой сугроб в тамбуре, а летом — сауна. И одна, всего одна электричка с кондиционером. Почему нельзя было хотя бы тарифы МЦД ввести: не обязательно же туннель строить, — посетовала в разговоре с MSK1.RU жительница Пушкино Юлия.
«Московские власти сами себя загнали в ловушку»
На вопрос Юлии ответил транспортный аналитик Владислав Булгаков. По мнению эксперта, ввод МЦД-5 без туннеля и, следовательно, других пересадок на метро еще больше перегрузит электрички Ярославского направления — ведь те, кто сейчас добираются до Москвы на автобусах и личных автомобилях, пересядут на и так переполненные электрички.
— У Павелецкого направления хотя бы пересадка на БКЛ и «серую ветку» есть. А на Ярославском буквально весь поток приезжает на Комсомольскую площадь. Поэтому «тарифная интеграция» — рискованное дело, — объяснил Булгаков MSK1.RU.
Ярославское направление, которое и без того самое загруженное, станет еще более востребованным.
С позицией коллеги не согласен председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
— Тарифную систему можно было бы ввести без диаметрального движения, но тут московские власти сами себя загнали в ловушку: назвали новый пассажирский сервис «диаметрами», то есть непременно ехать через город. Придумали бы другой бренд — им же сейчас проще было бы, — рассказал MSK1.RU Янков.
Среди прочих транспортных проблем «Коротищ» Кирилл Янков назвал нехватку дорог между городами северо-востока Подмосковья и отсутствие дополнительных путей уже на существующих железнодорожных линиях.
— Необходимо строительство нового въезда в Королёв и дорог, связывающих Королёв с Щелково, Ивантеевку с Щелково или с Фрязино. В перспективе желательно вывести транзит по Фряновскому шоссе из городов Щелково и Фрязино, — уточнил эксперт. — После Мытищ пассажиропоток на «Болшево» (город Королёв) больше, чем на Пушкино. Однако на Пушкино четыре главных пути, а на Болшево всего два.
Также целесообразно приступить к строительству второго пути на Фрязинском ответвлении для уменьшения межпоездных интервалов.
Фрязинская ветка обеспечивает транспортом жителей Ивантеевки и, собственно, Фрязино. Из-за того, что она однопутная, электрички ездят медленнее, а интервалы сохраняются высокими.
В 2022 году директор института транспортного развития «МосТрансПроект» Владимир Титов опубликовал схему МЦД-5 с маршрутом до Фрязино. Однако от нее отказались еще до принятия окончательного решения о заморозке всего проекта.
MSK1.RU направил запрос в пресс-службу Московской железной дороги, чтобы уточнить, когда на Ярославском направлении появится новый подвижной состав.
UPD.
В пресс-службе Московской железной дороги ответили нам на вопрос:
— В 2020 году в ходе масштабной реконструкции Ярославского направления Московской железной дороги были запущены пятый главный путь на участке Москва — Мытищи, а также четвертый главный путь на участке Мытищи — Пушкино. Это позволило увеличить количество поездов на этом направлении.
На днях начальник дирекции МЦД Виктор Кальщиков на встрече с мосвкичами пообещал, что обновлять подвижной состав на Ярославском и Павелецких направлениях будут после 2025 года (когда окончательно обновят подивжной состав на МЦД-3 и МЦД-4). Подробнее об этом мы рассказывали в отдельном материале.
Ранее в Институте Генплана рассказывали MSK1.RU, почему подготовку МЦД-5 заморозили. Также власти объяснили, почему они никак не могут соединить две части желтой ветки метро.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте»