Дороги и транспорт Не будет МЦД-5, не будет и новой станции? Как в Москве обещали построить «Котляково», но убрали ее в долгий ящик

Не будет МЦД-5, не будет и новой станции? Как в Москве обещали построить «Котляково», но убрали ее в долгий ящик

Платформа на юге Москвы должна была связать МЦД-2 и Павелецкое направление электричек

Сейчас ведут предпроектные работы, но станцию «Котляково» вряд ли построят в обозримом будущем | Источник: Игорь Мещанев / MSK1.RUСейчас ведут предпроектные работы, но станцию «Котляково» вряд ли построят в обозримом будущем | Источник: Игорь Мещанев / MSK1.RU

Сейчас ведут предпроектные работы, но станцию «Котляково» вряд ли построят в обозримом будущем

Источник:

Игорь Мещанев / MSK1.RU

Сейчас в Москве работают четыре линии МЦД. Их должно было быть пять, но проектирование еще одного «диаметра» приостановили в прошлом октябре. На МЦД-5 и МЦД-2 должны были построить станцию «Котляково» и организовать удобную пересадку, но об этом говорить перестали.

MSK1.RU вспоминают «забытый» проект и вместе с экспертами анализируют, нужен ли он столице и стоит ли его все-таки ждать.

«Котляково» — где должна быть станция

Станция «Котляково» должна была появиться на стыке районов Царицыно, Западное и Восточное Бирюлево. Там пересекается Курское и Павелецкое направление электричек. Несколько лет назад, когда в Москве говорили о создании МЦД, появилась идея связать МЦД-2 и будущий МЦД-5.

Предпроектная схема расположения станций, опубликованная в 2018 году | Источник: ГУП «МосгортрансНИИпроект» (сейчас — «Мостранспроект»)Предпроектная схема расположения станций, опубликованная в 2018 году | Источник: ГУП «МосгортрансНИИпроект» (сейчас — «Мостранспроект»)

Предпроектная схема расположения станций, опубликованная в 2018 году

Источник:

ГУП «МосгортрансНИИпроект» (сейчас — «Мостранспроект»)

В 2021 году мэрия Москвы утвердила проект благоустройства возле трех станций МЦД-2: «Красного строителя», «Покровского» и будущей «Котляково». В конце октября 2022-го разместили тендер на право заключения договора на строительство станции. На один из этапов выделили 748,8 миллионов рублей: закупка числится завершенной, указано на сайте госзакупок.

В октябре 2024 года стало известно о приостановке проектирования МЦД-5: вместо этого власти Москвы планируют развивать Ярославское и Павелецкое направления по отдельности. MSK1.RU попытались узнать судьбу станции у Градостроительного комплекса Москвы, но в пресс-службе отвечать на запрос отказались, предложив обратиться к РЖД.

В отделе информирования МЦД и МЦК дептранса Москвы пояснили MSK1.RU, что вопрос пересадки с МЦД-2 на МЦД-5 все еще рассматривается.

«Ведется предпроектная проработка совместно с коллегами из РЖД и градостроительного комплекса», — рассказали MSK1.RU в дептрансе.

Станция все еще остается на официальных инфографиках.

Источник: mcd.mosmetro.ruИсточник: mcd.mosmetro.ru
Источник:

mcd.mosmetro.ru

Сейчас ТПУ Котляково уже не обещают, его лишь «могут построить». Так что на его месте о строительстве не говорит ровным счетом ничего.

Источник: Игорь Мещанев / MSK1.RUИсточник: Игорь Мещанев / MSK1.RU
Источник:

Игорь Мещанев / MSK1.RU

Источник: Игорь Мещанев / MSK1.RUИсточник: Игорь Мещанев / MSK1.RU
Источник:

Игорь Мещанев / MSK1.RU

Нужна ли вообще новая станция

Член Общественного совета при минтрансе РФ Кирилл Янков считает, что столице все же нужен пересадочный узел между Павелецким и Курским направлениями электричек. При этом, по мнению эксперта, уже не так важно, какое направление вошло в линии МЦД, а какое — нет: и там, и там есть устоявшиеся пассажиропотоки.

«Возможность пересадки в Котляково — если она будет, конечно, удобной, желательно по принципу „сухие ноги“ — даст пассажирам более удобные маршруты. К примеру, Павелецкое направление при движении в Москву позволяет быстрее добраться до кольцевых линий („Варшавская“ — пересадка на БКЛ, „Верхние Котлы“ — на МЦК», — отмечает в беседе с MSK1.RU Кирилл Янков.

А Курское направление позволяет быстрее пересесть на Замоскворецкую линию метро в Царицыно или доехать на восток Москвы

Кирилл Янков

Председатель «Союза пассажиров России», заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Общественного совета при Минтрансе России

Главред портала «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков считает, что Москве действительно не хватает пересадок между линиями. Однако, по мнению обозревателя, появление пересадки между МЦД-2 и Павелецким направлением не сильно изменило бы маршруты пассажиров, «хотя для какой-то части эта связка стала бы полезной».

«Пересечение Курского и Павелецкого направлений, пожалуй, самое глухое место среди других аналогичных, уступая даже некогда нелюдимой Новохохловской. До строительства станций МЦК и МЦД-2 на Новохохловскую улицу несколько раз в час всё-таки ходил автобус. Сейчас этот район получает новое развитие: появились офисные центры, строятся жилые дома», — объясняет MSK1.RU Павел Яблоков.

В отличие от «Новохохловской», в Котляково сейчас «чистое поле», которое имеет меньший приоритет.

К месту будущих станций Котляково сейчас возить некого. Даже для подвоза пассажиров из ближайших микрорайонов и промзон нужно строить автомобильные дороги и разворотные площадки для общественного транспорта, что удорожает реализацию проекта.

Павел Яблоков

Транспортный обозреватель, главный редактор портала «TR.ru — Транспорт в России»

Почему остановили проект

По мнению председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова, проект ТПУ Котляково, как и проект МЦД-5, «сдвинули вправо» из-за отсутствия бюджета. Такая же судьба постигла и более важные объекты: среди таких эксперт называет строительство 3-4 путей на Савеловском направлении (МЦД-1).

«Вернуться к отложенным проектам смогут при коренном изменении экономической ситуации в стране в лучшую сторону, когда федеральный бюджет вновь не будет дефицитным. Конечно, что-то будут делать и до этого, но по принципу „тришкина кафтана“», — считает Кирилл Янков.

Обозреватель Павел Яблоков соглашается с тем, что для проекта МЦД-5 не хватило финансирования. Эксперт напоминает, что проекты в Москве становятся все сложнее: для МЦК «расчищали» грузовое движение и строили станции, а для МЦД-1 и МЦД-2 строили несколько станций, новые парки отстоя и оборота электричек, а также «разводили поезда в расписании».

При этом для МЦД-3 и МЦД-4 прокладывали пути там, где их не было, а для МЦД-5 требовался тоннель под центром: другие варианты качественные связи бы не создали. Но «пятый диаметр», считает эксперт, Москва не сможет реализовать в одиночку из-за дороговизны.

«К 2023 году для дальнейшего развития Московского транспортного узла для показа высшему руководству страны были подготовлены два крупных амбициозных железнодорожных проекта — МЦД-5 с подземным участком в центре Москвы и ВСМ-1 Москва — Санкт-Петербург», — поясняет MSK1.RU главред портала «TR.ru — Транспорт в России».

Обе стройки такие, что начав их, не получится получить какой-то эффект, остановившись на полпути. Оба проекта требуют стабильного высокого финансирования на протяжении минимум пяти лет.

Павел Яблоков

Транспортный обозреватель, главный редактор портала «TR.ru — Транспорт в России»

Приоритет отдали ВСМ-1: в этом проекте, считает эксперт, сошлись интересы большего круга сторон, чем на МЦД-5.

«ВСМ-1, которую в складчину, используя средства регионов, Фонда национального благосостояния, РЖД, банков и пенсионных фондов, всё-таки решили строить в максимально сжатые сроки», — говорит MSK1.RU Павел Яблоков.

Что будет дальше с Павелецким направлением

Оба эксперта сходятся во мнении, что из двух направлений «бывшего» МЦД-5 приоритетным является Ярославское: там выше пассажиропоток. Кирилл Янков отмечает, что обновления поездов там точно не будет как минимум до 2027 года, а до «современных ТПУ дело дойдет совсем нескоро».

Вместе с этим, по мнению эксперта, у Павелецкого направления есть неплохая база — это третий путь от Москвы до Ступино: например, на Савеловском направлении их два, хотя пассажиропоток там больше.

«Трех путей там на ближайшие несколько лет хватит, их достаточно и для того, чтобы осуществить одну из полезных „фишек“ „центральных диаметров“: отказ от полутора-двух часового перерыва днем в движении электричек. Именно по этому направлению было еще в нулевые организовано движение „аэроэкспрессов“ без дневного перерыва», — поясняет MSK1.RU член Общественного совета при минтрансе РФ Кирилл Янков.

Источник: Игорь Мещанев / MSK1.RUИсточник: Игорь Мещанев / MSK1.RU
Источник:

Игорь Мещанев / MSK1.RU

В свою очередь Павел Яблоков напоминает, что на Ярославском направлении электрички будут обновлять до 2028–2029 года, так что до этого времени «сдвигов» на Павелецком ждать не стоит: это не получится сделать качественно. Само обновление парка может занять, по оценке эксперта, до двух лет.

«В целом проект МЦД-5 можно реализовывать постепенно, подтягивая тарифно-билетную систему, подвижной состав, расписания и станции под стандарт МЦД, получив на выходе через 5-10 лет на Павелецком радиусе сервис, аналогичный действующим центральным диаметрам», — рассказывает MSK1.RU транспортный обозреватель.

Нужна ли Москве станция «Котляково»?

Да, пора бы ей заняться
Нет, существующих маршрутов и так хватает
Напишу свой ответ в комментариях

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU: прямо сейчас мы разыгрываем там iPhone 16 среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY5
Печаль
SAD8
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
22
ТОП 5
Рекомендуем