4 марта авиакомпания S7 сообщила о полной приостановке международных рейсов, а «Уральские авиалинии» отменили полеты в Таиланд до мая. По каким причинам компании отказываются лететь за рубеж, при чем здесь лизинг и стоит ли национализировать зарубежные самолеты? На вопросы MSK1.RU ответил авиаэксперт и главный редактор Avia.ru Роман Гусаров.
— 3 марта самолет S7 не долетел до Еревана и вернулся в Москву. Но Армения открыта для нас. В чем дело?
— В лизинге, конечно. По моей информации, у S7 вообще все самолеты в европейском лизинге, в аренде. Это Airbus, Boeing, Embraer.
— То есть по указанию Евросоюза самолеты могут быть задержаны в любой стране?
— Существуют международные обязательства и право. Чтобы ЕС поддерживал авиасообщение с Арменией и наоборот, стороны их выполняют. Есть простое решение собственника (Европы) о возврате, об этом отправляется письмо в другие страны, и те уже должны задержать самолет.
— На чем тогда вообще летать за пределами РФ?
— На отечественных самолетах, на американских, китайских: примерно треть авиапарка России такая. На европейских можно передвигаться внутри страны. Однако лизинговые компании не хотели бы в действительности получить свои самолеты обратно. И вслух они об этом не скажут.
— Почему?
— Парадокс. Компании будут тянуть время. Сейчас они ежемесячно получают огромные платежи от РФ. Их не будет, если забрать самолеты, а также придется потратиться на обслуживание и хранение самолетов у себя. Последствия пандемии не позволят ЕС продать или сдать самолеты в лизинг другим странам, к тому же надо платить неустойку за расторжение договора с Россией. Они в панике тянут время.
— Но российским перевозчикам невыгодно платить аренду и не летать за рубеж. Национализация (изъятие в пользу государства. — Прим.ред.) самолетов может рассматриваться как выход?
— Это было бы неверным решением. Это приведет к международным судам, которые выиграют западные лизинговые компании. К тому они присвоят уже наше имущество на своих территориях и обложат нас штрафными санкциями. А полная стоимость самолетов вместе со штрафными санкциями — это от 30–40 миллиардов долларов. Казино обыграть нельзя.
— Что же делать?
— Не играть в глупые игры. Правильное решение — не бояться и вернуть все самолеты лизинговым компаниям. Пусть это будет их головная боль, пусть у них рухнет вторичный рынок лизинга. А мы в третьих странах уже возьмем другие самолеты в аренду за полцены. Например, у Emirate самолеты полупустые, премиум-класс, берем их и летаем на Восток и в Азию. А компании ЕС пусть банкротятся, потому что будут впаривать за копейки друг другу самолеты, которые никому не нужны.
— То есть нужно соблюсти международное право и изменить рыночные отношения?
— Да. Они (лизинг-компании ЕС. — Прим. ред.) ждут, что мы ошибемся, сделаем глупый шаг. Они нам создают трудности — и мы им создадим трудности. И наши будут мелочью в сравнении с тем, что получат они. Надо спокойно сотрудничать с китайскими авиакомпаниями и не совершать глупых шагов.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашего инстаграма.