В самом крупном регионе Узбекистана Каракалпакстане разгорелись массовые протесты. Волнения спровоцировало решение Ташкента внести поправки в Конституцию страны, которые лишат регион статуса автономии и права на выход из состава республики.
К политическим требованиям демонстрантов буквально в ходе протестов добавились экономические, позднее — экологические. Так на улицах Нукуса (столица Каракалпакстана), Чимбая и Муйнака оказались едва ли не все недовольные теми или иными решениями властей.
Об участниках акций, их мотивах, действиях силовиков корреспонденту MSK1.RU рассказал узбекистанский блогер, автор Telegram-канала «Наблюдения под чинарой» Ферузхан Якубходжаев.
— В эпицентре событий оказались разные люди, — пояснил Якубходжаев. — Те, кто находились там в дни протестов, дают разные оценки. Кто-то говорит об агрессивно настроенных молодых ребятах, у которых кипела кровь, и они шли на рожон <…> В толпе у каждого своя правда: обычно, выходят с одними требованиями и одним запросом, потом, в зависимости от развития событий, это перерастает во что-то другое.
Триггером к началу протестов действительно стал проект поправок в Конституцию, из которой решили убрать пункты о суверенитете Каракалпакстане. При этом Якубходжаев уверен: всеми волнениями власти обязаны провалу в информационной работе с жителями автономии.
— Пункт представили на обсуждение, готовился референдум — решение еще не было принято! — посетовал Якубходжаев. — Люди протестовали, потому что в их понимании региону угрожала потеря суверенитета, вместе с ним потеря языка и возможности на нем преподавать, издаваться и использовать его в официальных документах. Никто качественную работу разъяснительную с населением не вел. И они возмутились.
Впрочем, и экономические требования демонстрантов возникли не на пустом месте, говорит наш собеседник. На ситуацию в Узбекистане серьезно повлияла пандемия COVID-19. Ограничения сняты, но рост благосостояния граждан республики серьезно замедлился.
Действиям силовиков сторонние наблюдатели до сих пор не дают однозначных оценок. В дни протестов из региона шли сообщения о чрезмерной жестокости правоохранительных органов (вплоть до использования боевого оружия) в отношении протестующих. Наш собеседник подобных инцидентов не зафиксировал.
Кто-то говорит, что силовики перегибали, кто-то — наоборот, что силовики успокаивали, — говорит Якубходжаев. — Пока агрессия не началась, они действительно просто стояли кордоном с открытыми забралами и призывали сохранять спокойствие. Потом что-то пошло не так, началась агрессия, за ней разгон толпы… Но силовики были спокойными, корректными, никаких людоедских приказов (хотя мы не знаем, кто им там и что говорил) на агрессию не отдавал, судя по событиям.
Впрочем, с началом беспорядков от гуманизма полицейским пришлось отказаться практически полностью. Вместе с тем информполе наводнили ложные сообщения якобы с мест событий, участие в распространении которых принимали блогеры и СМИ.
Сам Якубходжаев обнаружил в сети целую россыпь фейков, порой сделанных явно на скорую руку. Так, за фото с мест событий выдавали кадры январских протестов в соседнем Казахстане (определить такие вбросы было легко — участники событий с видео были в зимних куртках) и даже материалы из Москвы. В частности, за раненного в ходе протестов выдали молодого человека, пострадавшего на одной из столичных строек.
Мощный поток негативной информации не мог не сказаться на самочувствии уроженцев Узбекистана, оказавшихся в дни протестов за пределами страны (в отпуске или на работе).
Есть такая пословица узбекская: «Нет покоя дома — нет покоя нигде». Люди ужасно себя чувствуют, потому что видят страшные кадры, из которых далеко не все соответствуют действительности, — сказал Якубходжаев. — Огромная фейк-машина запущена и работает не стесняясь.
События в республики не должны сказаться на отношениях между официальной Москвой и Ташкентом. В Кремле уже заявили, что Россия не намерена вмешиваться во внутренние дела Узбекистана в текущей обстановке, напомнил наш собеседник. Причин для осложнения отношений сейчас нет.
На территории Каракалпакстана продолжает действовать комендантский час. Демонстраций на территории региона наблюдатели не фиксируют. Однако эксперты уверены: чтобы полностью ликвидировать протестный потенциал, властям придется внимательнее работать над проблемами Каракалпакстана и его жителей.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».