Развал СССР в 1991 году, экономический дефолт в 1998-м, вооруженный конфликт в Южной Осетии в 2008-м, украинский кризис в 2014-м и военная спецоперация в 2022-м — разные политические и экономические события становились катализатором для массовой эмиграции людей из России. У многих оппозиционных активистов в последнее время для переезда за границу были свои причины.
Мы поговорили с бывшим сотрудником «Фонда борьбы с коррупцией»* и координатором одного из штабов Навального** Еленой Лекиашвили и узнали, как изменилась ее жизнь.
Активистка уехала из России еще в ноябре 2021 года. Сейчас она говорит, что это решение тогда далось непросто, потому что Ярославль — ее любимый город, а сама она — патриотка.
— Я уехала из России в день, когда арестовали Лилю Чанышеву, координатора штаба в Уфе, — рассказала Елена Лекиашвили. — И до этого было понятно, что все сотрудники штабов под угрозой, но я тянула до последнего, не хотела уезжать. В этот день стало понятно, что всё — придут за каждым. Что и подтвердилось совсем скоро, сейчас все наши сотрудники, оставшиеся в России, под домашним арестом или в СИЗО.
Девушку очень тревожила мысль, что она в любой момент может оказаться в заключении. И ее опасения подтверждались разными примерами.
— Если бы я могла на что-то повлиять и приблизить прекрасную Россию будущего, тогда бы не было вопросов, — говорит она. — А сидеть просто так… На свободе от меня больше пользы.
Собралась Елена буквально за час. Из страны она уехала вместе с 17-летней дочкой Майей. Сама взяла небольшую сумку, у ребенка на плечах висел лишь рюкзак.
— Сначала мы улетели в Стамбул, — добавила эмигрантка. — Тогда не было чувства, что это навсегда ну или очень надолго. Грубо говоря, мы уехали как в отпуск. Потом мы полетели в Вильнюс. У нас были сделаны визы, литовское правительство предоставляет нам такой способ защиты от преследования. Так что страну я не выбирала. В Вильнюсе стало понятно, что отпуск кончился. Квартиру найти было сложно, здесь много белорусов, сбежавших от режима Лукашенко (протесты в Белоруссии), так что рынок был перегрет. Сейчас, когда в страну приехали беженцы с Украины, снять квартиру почти невозможно.
Пару месяцев Елена сидела в Вильнюсе без работы. Ей помогали друзья, но надо было всё равно как-то вставать на ноги и строить новую жизнь.
— В феврале я начала работу в «Фонде борьбы с коррупцией»*, — уточнила активистка. — 24 февраля мы запустили спецэфир на своем канале в интернете, и с тех пор я работаю там.
Первое время осваивавшейся в Вильнюсе россиянке было очень страшно и тревожно. Она не понимала, как на фоне военной спецоперации России на Украине будут относиться лично к ней.
«Литовцы очень включились в помощь Украине, весь Вильнюс в желто-голубых флагах, но они понимают, что не все русские за спецоперацию»
— Но отношение к русским не поменялось, — с радостью сообщила она. — Сильно ли отличается жизнь? Сильно. Литва — маленькая страна, но очень бросается в глаза отношение литовцев к своей истории, к языку, к городу, друг к другу. Они не думают о чужих территориях, для них самое главное — обустроить свою жизнь, сделать так, чтобы всем было комфортно жить прямо сейчас. Это видно по тому, как город украшен, сколько интересных общественных пространств, сколько милых деталей. Каждые выходные проходит какое-то городское мероприятие. То пикник, то фестиваль уличных музыкантов, то ночь культуры, то бесплатные экскурсии по знаковым местам Вильнюса.
В Вильнюсе живет около 650 тысяч человек, но Елена говорит, что выглядит он намного более ухоженным и обжитым, чем аналогичные по размерам российские города.
— Наверное, самое важное отличие — это умение жить здесь и сейчас, а не ждать героического будущего. В Россию я, конечно, планирую вернуться. Как только режим, развязавший всё это, рухнет — я обязательно вернусь и буду помогать строить прекрасную Россию будущего.
Перед отъездом из России у Лекиашвили уже начались проблемы с властью. Сначала мировой суд взыскал с нее почти 18 тысяч рублей в пользу МВД, а потом другой суд — еще 300 тысяч. Это еще не всё — полиция также подала заявление взыскать с нее еще полмиллиона. По данным ведомства, все эти деньги они потратили на обеспечение несанкционированного митинга в защиту Алексея Навального, который состоялся 23 января 2021 года в Ярославле. Дело в том, что оппозиционерка была признана организатором этой массовой акции протеста.
Кроме того, Лекиашвили несколько раз задерживали полицейские. Она даже успела посидеть в изоляторе временного содержания, отбывая 10-дневный арест.
* Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) признан в России иноагентом, а также экстремистской организацией и запрещен;
** Штаб Навального — организация признана экстремистской, иноагентом и запрещена на территории России.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».