В жизнях тех, чей дом был в Донецкой, Луганской, Запорожской или Херсонской областях, сейчас многое изменилось. Они официально стали гражданами России, но многие лишились крыши над головой и были эвакуированы в другие регионы. Теперь они живут вдали от родных городов у родственников, во временных убежищах или отелях.
Государство обязалось поддерживать беженцев с новых территорий: по закону им полагается жилищный сертификат для приобретения недвижимости и разовые выплаты в 10 и 100 тысяч рублей. Однако поддержка от правительства пока досталась не всем: в редакцию MSK1.RU уже обращались жители Херсонской области.
В прошлом месяце мы публиковали историю 78-летней Аллы Извековой. Будучи коренной украинкой, она провела большую часть жизни в Новой Каховке — небольшом городе на берегу Днепра. Из-за начала спецоперации женщине пришлось поселиться в Москве. Тогда Алла также не могла добиться выплат в 100 тысяч рублей. Однако вскоре после публикации средства ей были перечислены.
Не единственная история
Прочитав статью о выплатах Алле, в редакцию MSK1.RU обратилась Наталья — также жительница Херсонской области. После эвакуации она живет с мужем и детьми в Анапе в отеле еще с осени прошлого года. Выплаты нужны их семье, чтобы переехать в Краснодар и обосноваться там.
— В Херсоне мы жили вчетвером: я, муж и двое дочерей. Старшая ходит в школу, а младшая пока совсем маленькая, — рассказывает Наталья. — Родители живут в частном доме на другом берегу Днепра. Они до сих пор там. Как мы ни пытались убедить, отказываются уезжать. Не хотят оставлять дом, хозяйство, огород.
На вопрос о том, как она восприняла вхождение Херсонской области в состав РФ, Наталья вздыхает:
— Как отношусь... Вряд ли бы я с семьей переехала в Россию, если бы плохо относилась.
Из отпуска — в эвакуацию
В начале октября прошлого года учительница в школе сказала дочери Натальи, что государство отправляет детей на отдых.
— Потом была информация, что родители тоже могут ехать, — вспоминает женщина. — Моя сестра рассказала, что смогла записаться в поездку через горячую линию, и мы тоже позвонили. Нам сказали, можем ехать всей семьей.
«Предполагалось, что мы проведем в Анапе 10 дней. Так что ничего кроме маленьких рюкзачков мы с собой не взяли»
По горячей линии сказали, что на днях будет теплоход до Алешек. Оттуда нас забрали автобусом, повезли в Анапу. 14 октября мы были там. Поселили нас в отеле «Олимп».
Спустя 10 дней отдыхающим из Херсона сказали, что их пребывание в Анапе продлится дольше запланированного.
— А потом официально была объявлена эвакуация. И мы остались в этом отеле насовсем.
Жизнь в отеле
Так потянулись недели. Дочка Натальи пошла в школу в пригороде Анапы, дотуда ее довозят на государственном автобусе. Одежду, которой не хватало (в небольшие рюкзаки мало что поместилось), для детей и супругов нашли.
— На родине мы с мужем работали железнодорожниками. Тут, конечно, как паспорт получили, попытались узнать по поводу работы, но пока ничего внятного нам не говорят.
«Предлагают устроиться уборщицей. Я не против, могу и уборщицей. Но что дальше?»
Сертификаты и выплаты
Жителям присоединенных к России территорий государство обязалось выдать жилищный сертификат. Сумму, указанную в сертификате, они смогут потратить на приобретение недвижимости в любом из регионов. Сертификат полагается обменять на квартиру или дом, его невозможно обналичить.
Елена, героиня нашей прошлой публикации, получив жилищный сертификат для своей матери, столкнулась с проблемой, что продавцы недвижимости этой системе не доверяют.
— По сути, мы должны найти продавца, готового бесплатно отдать свою квартиру, а потом ждать выплат от государства, — рассказала MSK1.RU она. — Новые сертификаты, о которых даже никто не знает. Неудивительно, что продавцы жилья боятся с этой системой связываться. Выходит, бумага у нас на руках, но пока что от нее мало проку.
Также жители Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей могут получить выплату в 100 тысяч рублей. Именно ее наши герои и ждут с самого момента переезда.
В надежде на свой дом
— Вскоре после того как нас привезли в Анапу, мы попробовали подать документы на государственную поддержку, — продолжает Наталья. — Тогда нам с девочками отказали в выплатах, у нас прописка не в Херсоне, а в небольшом пригородном населенном пункте, он тогда не входил в списки на выплаты. Зато муж смог получить свои 100 тысяч рублей практически сразу, еще в ноябре.
Прошло два месяца. Уже в начале этого года Наталья узнала, что наконец не только жители Херсона могут претендовать на господдержку, и решила не терять времени.
— Документы мы подали 11 января. Через 10 дней, 21 января, нам выдали жилищный сертификат. А выплат до сих пор нет. Ни на меня, ни на дочек.
«Поскольку источников дохода у нас нет, живем сейчас на деньги, оставшиеся с выплаты мужу»
В целом нам всего хватает: не голодаем, с одеждой нам помогли, в отеле условия хорошие. Но хотелось бы уже где-то обосноваться. Сертификат на руках, а купить недвижимость не можем.
Выплаты семье Натальи нужны для того, чтобы переехать. Они планируют купить квартиру или дом с участком в Краснодарском крае, но пока что средств не хватает даже на билеты до города. Суммы в 100 тысяч на Наталью и детей хватило бы, чтобы они смогли обосноваться. Отель, даже самый комфортный, не может заменить дом.
Ранее мы публиковали интервью с москвичкой, отправившейся волонтером в Донбасс. Она рассказала о том, что видела своими глазами. Читайте также рассказ врача, работавшего в зоне СВО, и о том, сколько бюджетных средств Россия потратила на помощь беженцам.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».