

Утром 6 февраля случилось небывалое не только по силе, но и по масштабу землетрясение — пострадали 10 провинций Турции, на огромной площади стерты с лица земли тысячи домов. После первого шока последовало продолжение: второй сильный толчок сотряс юго-восток страны после полудня.
Число жертв землетрясений уже превысило 9 тысяч, а пострадавших — 50 тысяч. Москвичи продолжают нести цветы к посольству Турецкой Республики. Корреспондент MSK1.RU Анна Голубницкая отправилась на место трагедии, чтобы своими глазами увидеть, как идет ликвидация последствий. Она вылетела из аэропорта Сабиха Гекчен в Стамбуле и посмотрела, что происходит там. Публикуем ее колонку:

Спасатели, врачи, волонтеры, обычные люди — пожалуй, нет никого сейчас в Турции, кого не затронула трагедия и оставила равнодушным. Все бросились на помощь тем, кто остался под завалами. Такой слаженной работы по сбору, упаковке и отправке гуманитарной помощи здесь не видели давно.
— Соседи, я договорился с машиной, завтра прибудет из муниципалитета транспорт, собираем теплые вещи, детские принадлежности, предметы гигиены, — обратился к жильцам многоэтажки в городе Измите старший по дому Метин Бей.

И люди откликнулись, несмотря на кризис, гиперинфляцию и свои проблемы.
— Девочки, а есть у кого теплые вещи на парня 16 лет? И вообще теплая одежда для любого возраста, — кинула клич среди русскоговорящих руководитель объединения земляков Юлия.
В магазинах — аншлаги. Особенно в тех, где продают теплую одежду и товары для дома. Люди приходят, чтобы купить необходимое для тех, кого спасли из-под завалов и кто потерял всё в одночасье. Спортивный магазин «Декатлон» не видел такого наплыва давно. Покупатели в очереди признаются, что это сейчас отдадут волонтерам. Это же подтверждают и кассиры.
Не осталась в стороне и я: из Стамбула вылетела почти без багажа и предложила отвезти груз, чтобы передать волонтерам в зоне бедствия. Груза оказалось много, и казалось, сейчас придется платить за перевес, но... Сотрудник стойки регистрации посмотрел на меня, на сумки, на пункт назначения и, узнав, что там гуманитарка, просто нажал на кнопочку и без единого вопроса пропустил серьезный перевес.
«На регистрации сотрудник посмотрел на меня, на сумки, узнав, что там гуманитарка, просто нажал на кнопку и без вопросов пропустил серьезный перевес»
«Турецкие авиалинии» и «Пегасус», две самые крупные местные авиакомпании, сразу объявили о готовности возить пассажиров из зоны бедствия бесплатно. А для волонтеров, которые отправились расчищать завалы, продавали билеты за символические 100 лир — цена шаурмы и маленькой колы. Лояльность перевозчиков, скорее всего, объяснялась именно этим.
Впрочем, и повышенный спрос на билеты — тоже. Обычно в Адану не менее десятка прямых рейсов в день из Стамбула. С трудом удается в этот раз найти стыковочный — с длинной ночной пересадкой в Анталье.
В кафе в зоне ожидания на удивление людно — так, что с трудом нахожу свободный столик. Напротив сидят сотрудники AФАДа (турецкая спецслужба, аналог российского МЧС. — Прим. ред.) — уставшие, торопливо жуют дорогой аэропортовский фастфуд, о чём-то оживленно переговариваются, эмоционально жестикулируют. Среди мужчин одна женщина, в платке. Серьезное лицо прочертила сосредоточенная морщина.
Она улыбается на шутки коллег, а в глазах печаль. Минут через 10, покончив с едой, берут дорожные сумки и зашагали в сторону выхода на посадку. Через пару минут анонс — объявляют посадку на рейс до Кахраманмараша. Именно там разорвалась земля, разделив для многих жизнь на до и после.
Перед выходом на посадку до Антальи тоже немало пассажиров. Обращаю внимание, что неожиданно не вижу соотечественников, одни турки.
«Обычно на рейсах из Стамбула в Анталью везде слышна русская речь — но не в этот раз. Связано ли это с землетрясением? Возможно»
По коридору возле окна суетится мужчина с телефоном, горячо что-то объясняет по телефону. Прислушиваюсь, он говорит о недавно случившейся трагедии.
И неожиданно встречаю соотечественников уже перед тем, как зайти в самолет. Сзади меня в очереди молодой человек, на вид лет 25–28, смуглый, с модной стрижкой и бородкой — его легко принять за турка, если бы не речь. Разговаривает с бабушкой, объясняет, что в безопасности и все масштабы разрушения потому, что дома строили некачественно. И советует той не смотреть ни тиктоки, ни новости по телевизору. Панических настроений у него нет.
Перед взлетом о случившейся трагедии еще одно напоминание. По громкой связи капитан говорит о землетрясении и приносит соболезнования близким погибших. То же самое спустя пару минут повторяет и старший бортпроводник.
«Турбулентность тоже напоминает, что и на земле вибрации могут быть смертельно опасными...»
Напомним, эпицентр землетрясения оказался в Кахраманмараше, но в силу его интенсивности также потрясло близлежащие провинции и города — Килис, Диярбакыр, Адану, Османие и другие. Толчки ощущаются и в других странах, в том числе и в России. Количество погибших перевалило за 3 тысячи. Посмотрите страшные кадры последствий землетрясения. Почитайте, как на разрушения отреагировали россияне, ставшие очевидцами. Все новости по теме — в одном сюжете.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».