Осенний призыв в 2024 году завершился на две недели раньше срока. Об этом заявили 17 декабря в агентстве «Москва» со ссылкой на военного комиссара Максима Локтева.
— Досрочное окончание призыва происходит в случае полного выполнения плана по количеству призывников. Это случается достаточно редко и, конечно, говорит о растущем патриотизме среди московской молодежи, — заявил комиссар изданию.
Тем не менее во время осеннего призыва в этом году молодые люди чаще жаловались на незаконные задержания силовиков в метро и общественных местах. Это подтверждают и военные юристы.
Корреспондент MSK1.RU поговорила с задержанными призывниками и их близкими о том, почему они не согласны с решением военкомата и как будут его оспаривать.
«Через полгода — в Курск и в Белгород»
Олегу (имя изменено по просьбе героя. — Прим. ред.) 25 лет, у него гипертоническая болезнь. Последние два года, по совету юристов, он «общался» с военкоматом дистанционно — отправлял документы, подтверждающие его состояние здоровья, по почте. Однако от задержания в осенний призыв 2024 года это его не спасло.
По словам Елены, ее муж регулярно принимает два препарата, которые получает по рецепту. В моменты приступов у него мутнеет в глазах, его не держат ноги и он с трудом разговаривает.
За несколько недель до задержания Олег пережил гипертонический криз — его давление повысилось до значений 195 на 110.
Гипертонический криз — резкий подъем артериального давления, может повредить сердце, глаза, почки и мозг. Спустя несколько часов криз может перерасти в инфаркт миокарда или инсульт.
— Мы были в этот момент на улице. Олегу было плохо, потом резко стало еще хуже. Приехала скорая, ему сделали укол и отвезли в больницу — он уже терял сознание, никакущий был, — рассказала Елена.
Его откачали, инсульта, слава богу, не было. И вот через три недели его увезли и отобрали все препараты.
В конце ноября москвич вместе с женой вышел из дома и заметил на улице машину и двух мужчин в гражданском.
— К нам подошли и сказали, что отвезут мужа «писать объяснительную» из-за того, что он не явился в военкомат. Хотя ни повестки, ни каких-либо бумаг не приходило, — объяснила MSK1.RU Елена, жена Олега.
Не представившись, неизвестные посадили Олега в машину и увезли в сборный пункт на Угрешской.
— У меня на глазах мужа запихнули в машину и увезли. В сборпункте забрали телефон, личные вещи, документы, тонометр и лекарства. Следующие несколько дней он звонил с разных номеров. Говорил, что «загремел в армию» — пришлось подписать повестку, — поделилась Елена.
По словам девушки, некоторых призывников в сборпункте якобы «убеждали» подписать документы физической силой.
— Был один парень, который отказывался подписывать повестку. С ним провели «беседу» с дубинками и шокером — и он подписал, — отметила девушка.
Через три дня после задержания, 28 ноября, Олег оказался в военной части Воронежской области в ста километрах от границы с Украиной.
— Его увезли в Богучар — там сирены и постоянная воздушная тревога! Всем срочникам сказали, что через полгода обучения будет распределение — кого-то отправят в Курск, кого-то в Белгород. Молодых парней с непризывными диагнозами! — возмутилась Елена.
Сейчас Елена вместе с юристами пытается опровергнуть решение военкомата. Девушка уже обратилась в военную прокуратуру, но ответа так и не получила.
Пара также пыталась добиться отсрочки для Олега через суд. Согласно документу, опубликованном на сайте Мосгорсуда, Олег заявил, что врачи проигнорировали его диагноз. Тем не менее обращение москвича оставили без удовлетворения. Решение вступило в силу в конце октября 2024 года.
«Подпишешь повестку — по-хорошему или по-плохому»
22-летний Родион Максюта окончил университет в этом году в Москве и переехал в Подмосковье. По этой причине ему пришлось открепиться от Кунцевского военкомата и прикрепиться к другому в Одинцово.
Более того — у Родиона два «непризывных» диагноза.
— У меня проблемы со стопами — на одной ноге плоскостопие, а на другой — так называемая «полая стопа». Все подтверждающие документы у меня есть. Этот диагноз дает категорию «В», — пояснил молодой человек.
Полая стопа — состояние, при котором продольный свод более изогнут, чем в норме.
Правда, чтобы получить категорию «ограниченно годен», молодому человеку нужна операция.
— Если я не сделаю операцию, то, конечно, меня могут призвать. Но как только ногу прооперируют, я стану непризывным. Даты операции, правда, пока нет, — объяснил Родион.
Несмотря на приписку в другом военкомате и болезнь, столичный военкомат не отпустил Родиона так просто — в понедельник, 16 декабря, молодого человека задержали на станции «Проспект Вернадского».
— Я ехал на работу и заметил у выхода двух полицейских. Искали они меня прицельно. Сказали, что я в розыске. По камерам, наверное, вычислили — у одного из них на телефоне были мои фотографии с камеры в метро, — рассказал Родион.
Такое развитие событий молодой человек предполагал, поэтому носил с собой документы: приписное и повестку в Одинцовский военкомат на 2025 год.
— Повестку мне вообще сначала не хотели давать, так как мое личное дело из Москвы еще не отправили. Сказали, что и без нее всё будет в порядке. Слава богу, я сообразил, что меня могут вот так «задержать», поэтому сам попросил ее выдать на 31 января, — пояснил Родион.
От задержания документы молодого человека всё равно не спасли — в сопровождении силовиков его отправили в УВД на проспекте Вернадского, 60. После приехавший за Родионом наряд отправил его в Кунцевский военкомат.
— Меня юрист предупредил, что по закону я могу отказаться ехать. Я знал, что даже если меня повезут в военкомат, то ничего нельзя подписывать — иначе меня оттуда никто не вытащит. Я отказался ехать — поэтому меня повезли силой, — рассказал молодой человек.
Один из силовиков сказал: «Везите его на Угрешку сразу». Я знал, что с пункта на Угрешской ребята не возвращаются, если их туда привозят.
— В сборпункте меня вели с автоматами, как какого-то преступника, хотя я не сопротивлялся и никуда не убегал, — добавил парень.
Так Родион оказался в казарме — без телефона и документов.
— Очень сложно сдерживать эмоции и не паниковать в таких случаях. Я сидел и не снимал куртку, до последнего надеясь, что надолго я там не останусь, — поделился Родион.
Волонтер, который меня досматривал, сказал: «Ты отсюда не выйдешь. Пойдешь, подпишешь повестку — либо по-хорошему, либо по-плохому».
Спустя время молодого человека отвели в кабинет, где потребовали подписать повестку — на весенний призыв 2025 года. Однако подписывать ее Родион отказался.
— На меня другие призывники обернулись с молчаливым вопросом «А так можно?». На меня начали морально давить, говорить, что у меня нет выбора, — отметил парень.
Однако через несколько минут Родиону внезапно вернули все документы вместе с телефонами, а также отдали неподписанную повестку.
— Меня выпустили. Первое, о чем я разговаривал с адвокатами — моя удача. Всё шло к тому, что меня не выпустят, — поделился молодой человек. — Мы до сих пор гадаем, что меня спасло. Может, совокупность факторов — у меня с документами всё чисто, прописка в области. Плюс, хорошая работа юристов — пока меня не было, они звонили в военную прокуратуру, поднимали шум.
Потом выяснилось, что ни в каком розыске я не состоял. Оказалось, что между военкоматами и отделами полиции есть договоренность о передаче данных.
— Поэтому, даже если бы я убежал от них без документов — это бы никак не фиксировалось. Сейчас мне вручили повестку на 21 апреля. Мы с юристами будем ее оспаривать — я не живу в Москве и не состою на учете в местном военкомате, — заявил Родион.
Чего ждать в весенний призыв? Мнение юриста
Редакция MSK1.RU обратилась к юристам организации «Призыва.Нет», чтобы узнать подробнее о том, как обычно ловили призывников «в розыске» и чего ждать от весеннего призыва в 2025 году.
— Официальной информации о проведении рейдов или акций нет ни от Министерства обороны, ни от Министерства внутренних дел, — отметила главный юрист организации Клавдия Бакуменко.
На практике, по словам юриста, схема задержания устроена следующим образом:
в метро, барах или компьютерных клубах сотрудники полиции находят мужчин в возрасте от 18 до 30 лет;
граждан задерживают, сообщая, что они в розыске. Естественно, какой-либо документации о розыске, как и о его причинах — нет;
затем призывников доставляют в отдел полиции. После из отдела полиции ребят доставляют в сборный пункт на Угрешской, где они проходят освидетельствование и удерживаются вплоть до отправки.
Чего ждать от весеннего призыва, сказать трудно, так как осенний, по мнению Бакуменко, был «уникальным». Удержания призывников проводились и ранее, но такие массовые — впервые.
— С чем связана массовость случаев — не понятно, так как план по призывникам не сильно отличается от предыдущих лет. Разумеется, такая практика может продолжаться, так как пока нет никаких оперативных мер помощи со стороны правоохранительных органов, — отметила юрист.
Учитывая, что рядом с Единым пунктом призыва строят еще одно здание для непонятных целей, нужно готовиться к худшему.
Во время осеннего призыва полицейские регулярно проводили рейды, в которых выявляли уклонистов от военной службы. Так, в начале ноября в Москве прошел рейд у станции метро «Электрозаводская» и в хостеле Красногорска, где призывникам выдали 26 повесток.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU. Сейчас там проходит розыгрыш iPhone 16, «Яндекс Станции» и подарочных сертификатов среди подписчиков.