MSK1.RU уже сообщал о том, как сильно упали продажи новых автомобилей в столичном регионе, падение достигло 80,5%. Так может быть, из-за высоких цен на новые авто и дефицита машин москвичи стали больше покупать подержанных автомобилей? Что происходит с этим рынком, разбирался авторедактор Дмитрий Косенко.
Сразу скажем, что нет, не бросились москвичи за подержанными машинами, этот рынок просел на 34% в Москве и на 38% в Московской области (нынешний апрель к апрелю 2021 года). Падение, конечно, не такое катастрофическое, как с новыми авто, но серьезное — это же треть рынка (вся статистика — агентства «Автостат» на основе данных АО «Электронный паспорт»).
Всего за апрель в Москве продано 24 242 подержанных авто против 36 745 штук в прошлом апреле, в МО реализовано 22 091 авто против 35 629. Столичный лидер продаж, седан KIA Rio, рухнул на целых 50,5%, продано 481 машина против 972. Прежний многолетний лидер вторички, Ford Focus, просел на 43,9%, продано 530 штук против 944. Еще наибольшие потери понесли Volkswagen Polo (-53,8%) и KIA Ceed (-54,6). А вот, к примеру, дешевая моделька Daewoo Matiz чувствует себя неплохо, снижение всего на 14,2%, продано 436 авто против 508.
В Московской области другие приоритеты, в лидерах тут технический собрат Rio — седан Hyundai Solaris, падение на 48,2%, реализовано 751 штука против 1451. На втором месте как раз KIA Rio, минус 50,6%, продано 700 авто против 1417. Еще наибольшие трудности испытали KIA Ceed (-55,8%), Opel Astra (-46,7%), Skoda Octavia (-44,7).
Единственная отечественная модель в обоих рейтингах — Lada 2114 Samara 2 — в области пользуется спросом, падение -15,3%, продано 469 штук против 554. Оно и понятно: машина дешевая, доступная, подорожала не так сильно, как иномарки. А именно высокие цены, в том числе и на вторичном рынке, эксперты называют одной из причин спада продаж. К примеру, цена седана Toyota Camry 2017 года выпуска предыдущего поколения может доходить до 2,5 миллиона рублей, раньше столько новая в топовой версии стоила.
— Если сравнивать продажи на вторичке в апреле по отношению к марту, то не стоит забывать, что в марте был ажиотажный спрос, брали всё подряд — и рынок просто возвращается к более стабильному состоянию. Причины снижения объемов продаж год к году более глубокие, и это прежде всего экономическая ситуация: у людей всё меньше денег. Кроме того, многие потенциальные продавцы и покупатели приняли решение не менять машину и эксплуатировать ту, что есть, «до победного», — говорит автоэксперт, заместитель главного редактора журнала «За рулем» Никита Гудков.
Рост цен с начала года оценивается в среднем на уровне 20%, по разным моделям — по-разному. Сейчас рост остановился и даже дал задний ход.
— И это хорошая новость, потому что цены на новые машины выросли куда более существенно. Еще одна хорошая новость: вторичка вряд ли будет заметно дорожать в ближайшее время, потому что дальше некуда. Граница платежеспособного спроса, похоже, найдена — в мае цены потихоньку пошли вниз. Покупателей стало меньше, продавцов — больше. Если сравнивать с апрелем 2021 года, массовые модели машин — «Лада Гранта», «Лада Веста», Ford Focus, Hyundai Solaris или KIA Rio — подорожали примерно на 50%. В процентном отношении, пожалуй, сильнее всего выросли цены на самые дешевые машины в состоянии «едва на ходу» — год назад «сесть и уехать» можно было где-то за 50 тысяч рублей, сейчас — скорее готовьте сотню тысяч, — отмечает автоэксперт.
Возможно, часть покупателей будет ждать, авось цены снизятся в связи с падением валютных курсов. Кто-то вообще отменит покупку, а основная масса будет смотреть на распространенные, ремонтопригодные автомобили.
— Для покупателей сейчас особый интерес представляют простые популярные машины, по которым маловероятен дефицит запчастей и расходников, а ремонт несложен и недорог. Тот же Ford Focus, Hyundai Solaris, все модели «Лада». Связываться с высокотехнологичными машинами, какими бы прекрасными потребительскими свойствами они не обладали, желающих меньше — апрельское падение продаж BMW 5 серии в Москве более чем на 30% тому подтверждение, — заключает Никита Гудков.
А вы собирались купить подержанную машину?