![](https://n1s1.hsmedia.ru/b0/51/13/b051131f0b3ee9ef8d26e31613b47430/656x492_1:5593_ca74158145312594bba2865882eb9d8a@3000x2250_0xwFj5PkTx_8117757331154196329.jpg.webp)
Новосибирский музей СССР «Галерея времени» получил в свою коллекцию последний советский правительственный лимузин ЗИЛ-41047 выпуска 1988 года — теперь это одна из главных жемчужин экспозиции. Автомобиль работал во времена правления Михаила Горбачева, являлся подменной машиной, так что генсек вполне мог иногда выезжать на этом экземпляре. Подробнее о лимузине — в рассказе авторедактора НГС Дмитрия Косенко.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8e/8d/ee/8e8dee42b59486516dd7da15246da008/656x492_1:5593_62792482d5c86a29041cd6499f2768d3@3000x2250_0xgI3hK439_0001608586577268198.jpg.webp)
Горбачев пришел к власти в 1985 году, и в это же время вышла последняя модификация советских правительственных авто ЗИЛ-41047. И всё, на этом история советских высших лимузинов закончилась, как закончилась и история Советского Союза.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3b/58/2a/3b582ade9104aa2feb64f18d1210ddd0/656x492_1:5593_ae64bc07fc78c2987add528ef5fd27c4@3000x2250_0xm6wyBR4Y_3301215291917253268.jpg.webp)
Внешний вид этого черного красавца — как воплощение мощи, технического прогресса и в то же время сдержанности, элегантности. Это был технически самый совершенный легковой автомобиль в Советском Союзе, еще и самый огромный и тяжелый — при длине в 6339 мм и ширине в 2086 мм он весил 3,5 т, а бронированная версия тянула на 6 т.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ee/85/b9/ee85b95ad058d9755e9ed24de47c4124/656x492_1:5593_104a76bcbcdf714b70e7fceed06463d7@3000x2250_0xrBJZKt2b_0863012893298071289.jpg.webp)
Под капотом — двигатель V8 объемом 7,7 л, и как звучит этот исполинский агрегат, вы можете услышать в нашем видеоролике (а также рассмотреть автомобиль в динамике).
Музей СССР выкупил машину у частного коллекционера, до этого она проходила реставрацию в Москве на заводе ЗИЛ.
— Мы за ней наблюдали несколько лет, судьба очень интересная. Машина приехала в Новосибирск несколько лет назад, перед этим была в Москве, ее реставрировали на заводе ЗИЛ в цеху номер 6. Цех известен тем, что именно он реставрировал правительственные машины. Сейчас завода уже нет, и, естественно, нет цеха номер 6, — рассказывает Владимир Курдюмов, руководитель музея.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/cf/91/e1cf915e5f5f2e8f2c9768a562867135/656x492_1:5593_5c23b47bcf7a5a93622281b97ea2b2a5@3000x2250_0xCEEigrjA_3203698842681736107.jpg.webp)
— По истории мы выяснили следующее: машина эта именно эпохи Горбачева и Ельцина, она была в ГОН. Ни генералам, ни каким-то высокопоставленным чиновникам эта машина не давалась, это именно кортежи, встреча делегаций, верхушка самой власти.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9c/f1/68/9cf168ab9d07f898982217991ef0ae6f/656x492_1:5593_da9042158097c643229c5a693ba4fdc6@3000x2250_0xJHry2P4p_7544091319580189693.jpg.webp)
Да, действительно такой ЗИЛ не был положен каким-нибудь там захудалым министрам — он возил членов Политбюро (высший руководящий орган КПСС). Ну и, естественно, первое лицо государства — у генсека Горбачева основным лимузином был бронированный вариант, а этот наш ЗИЛ с серийным номером кузова 52 являлся подменным в гараже особого назначения.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/38/2f/b3382f13424ebd3fc5408048c3bb4c65/656x492_1:5593_cf9f6428ae332961e03c4fead70fa304@3000x2250_0xOB7VwiXv_1402976977514399059.jpg.webp)
— Это так называемая подменная машина: когда в гараже происходит техническое обслуживание другого авто, следовательно, выпускается эта. Эта была конкретно во времена Горбачева и Ельцина, и они могли ездить. На этих машинах делали специальные телефоны правительственные, стояла радиостанция, стояли дополнительные дублирующие аккумуляторы. Были дублирующие катушки зажигания, карбюратор, трамблер. Устанавливались проблесковые маячки, которые прятались под решеткой радиатора.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a6/e8/cc/a6e8ccf5f5de93ba0f9a08d5c52f0d62/656x492_1:5593_496d61ea105e12222bc69f95436bdf3d@3000x2250_0x5bgBNZN8_2679580776400975093.jpg.webp)
— Про эти машины мало где написано. Почему их мало осталось — потому что во время списания их просто-напросто уничтожали. Была такая директива, что информация по этим правительственным машинам не должна переходить куда-то в другие государства, потому что это считается делом перевозки первых лиц. По машине можно определить, как ее уничтожить или еще что-то.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/33/41/1f/33411fc02cae7c8912d2d2a1adfd52d6/656x492_1:5593_60b77ec05a56388692a70c43de7f3ad1@3000x2250_0xkWtnMALx_2971916556101945179.jpg.webp)
— В этой машине реставрировали полностью салон, то есть тот салон был снят и освежен. Применены все материалы, которые были на оригинальном автомобиле. Никаких замен под другие материалы и пластики нет. Дерево тут настоящее, только дорогих пород. Делали капитальный ремонт двигателя, ходовой части, коробки передач. То есть машина полностью прошла обслуживание полного цикла.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5d/a4/23/5da423af60fc1f01fec2f79caf7d152b/656x492_1:5593_7a6641d45b2f1dd3a94e818e27102e8d@3000x2250_0xrgPFOcN1_7048791039584380700.jpg.webp)
Давайте подробнее изучим главное место в этой машине — задние места для боссов Советского Союза. По сегодняшним меркам всё просто и скромно — велюровые сиденья, ковровое покрытие на полу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/b1/be/1cb1befa9c6eb681ced6ac0c4e3d72b0/656x492_1:5593_2ffeae90bd4877477e49d333a7721039@3000x2250_0xAAhrJyCx_6862961150899291267.jpg.webp)
Вставки из полированного дерева не вычурные, сдержанные, металла и хрома в отделке применено достаточно скромное количество.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/89/5b/1d/895b1de61c129f116de7fa8f61f2cae5/656x492_1:5593_3ddb83a36da0cb1b4a804da07e1660c2@3000x2250_0xNjQbbvF7_8041043268889810937.jpg.webp)
В распоряжении пассажиров сзади фонари, шторки на окнах, электропривод сидений да часы. Но самое главное — запас места, этакий мини-кабинет.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/88/6e/fe/886efe633106f96403d7dc12918d7a0b/656x492_1:5593_b575483fc0709cc43fe2e8060c72afd0@3000x2250_0x8VLyAVd5_0455464965697658318.jpg.webp)
А теперь рабочее место шофера — сиденья тут кожаные, есть управление кондиционером, кассетный магнитофон. На центральном тоннеле — массивный рычаг гидротрансформаторной коробки передач.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d2/5e/0f/d25e0f1cda4e0dd93af7564a44a1798c/656x492_1:5593_aa4b8dd797005e4106b6d53b2207bfe1@3000x2250_0xZWSHnAS8_4249209838692748039.jpg.webp)
Обратите внимание, какие раньше тонюсенькие рулевые ободы делали.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/95/0a/7b950a84d4e401392b2765e1233cfcee/656x492_1:5593_951e34414a728a40c6fe1445fe777aa9@3000x2250_0xKEv6clDO_5445382093599865677.jpg.webp)
Зато какие толстенные массивные двери, да и вообще все элементы кузова. Автомобиль собирали не на конвейере, а вручную, тщательно выравнивали кузовные детали и зазоры, красили в 10–15 слоев. Один автомобиль могли собирать целых полгода — такова эксклюзивность этой модели.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5c/ed/41/5ced4155f34f400b09b15260e603e28b/656x492_1:5593_657d30d6d427120604491d4526389e94@3000x2250_0xnE6jN0ds_4737376268678128346.jpg.webp)
В 2000-х годах умирающий ЗИЛ делал несколько экземпляров 41047 по спецзаказам, последние вышли в 2010-х. Такие автомобили на ходу есть у многих больших руководителей.
— Такие машины есть в гаражах Назарбаева и Лукашенко до сих пор, они на службе, в строю, они ездят и так далее. Эти машины в работе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7c/57/84/7c57842e506656b2c71fbabf30a7c1d7/656x492_1:5593_5e9bc58753512a0a400ae867a63a3116@3000x2250_0xQbQWsq3M_1724944821364168493.jpg.webp)
Вот такой он, последний советский лимузин — ему на смену пришел уже другой отечественный автомобиль, современный российский «Аурус». Президент страны ездит на нем уже достаточно давно, и многие богатые люди хотят машину, «как у Путина» — на такие автомобили в свободной продаже есть даже очередь. Так что импортозамещение — в действии.
Представительская «Чайка» ГАЗ-13 выпускалась только для заслуженных людей, ее даже не продавали в магазинах — смотрите на экземпляр 1970 года.