В последние годы на дорогах России стало заметно больше автомобилей преклонного возраста. По данным компании «Ренессанс страхование», за последние пять лет доля машин старше 21 года увеличилась более чем в два раза — с 4,35% в 2019 году до 9,65% в начале 2024-го. Эксперты объясняют эту тревожную тенденцию в первую очередь резким подорожанием новых автомобилей на фоне ослабления рубля и снижения реальных доходов населения. Если еще пару лет назад относительно приличная новая иномарка обходилась покупателю примерно в один миллион рублей, то сейчас за аналогичную машину придется отдать уже 2–3 миллиона.
Однако насколько безопасно передвигаться по дорогам на таких «старичках», многим из которых уже далеко за 20? Не приведет ли старение автопарка к заметному росту аварийности? И когда ждать падения цен на новые автомобили? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы обратились к автоэкспертам и экономистам.
Почему выросло число старых автомобилей
Главной причиной увеличения доли старых авто на российских дорогах стал радикальный рост цен на машины, считает экономист, директор Института нового общества Василий Колташов.
— Лет пять назад автомобиль новый стоил в пределах миллиона рублей. Неплохая современная машина схожей конфигурации сейчас стоит 2–3 миллиона рублей. То есть планы на замену автомобиля отложены, и люди предпочитают ездить на том, что у них есть, или покупать что-то с рук с пробегом. В 2023 году было продано много китайских автомобилей, но мы понимаем, что цена их была в 2−3 раза выше, чем автомобилей, которые у нас собирались, скажем, корейскими фирмами, — рассказал экономист.
Ухудшило ситуацию на авторынке существенное падение отечественной валюты. Из-за роста цен россиянам пришлось отложить дорогие покупки.
— Ситуация усугубляется тем, что рубль упал на 90%. В 2023 году была сильнейшая девальвация, не 9%, а 90%. Это толкнуло множество семьей в режим жесткой экономии. Подорожала электроника, подорожали одежда, обувь, — добавил он. — Баланс расходов сместился не в пользу автомобиля. На элементарное пропитание нужно тратить больше. У людей просто денег свободных нет, а ко всему добавилась еще и ситуация с долгами. У нас было неплательщиков по долгам в мае прошлого года 14 миллионов 400 тысяч человек, а осенью это число поднялось до 21 миллиона человек.
Аналогичной точки зрения придерживается автоэксперт Андрей Ломанов. Он отметил, что доля старых авто увеличивается не за счет роста импорта поддержанных машин, а за счет устаревания автопарка.
— Конечно же, у нас увеличивается доля автомобилей, которые совсем «старички», потому что далеко не каждый при нынешних ценах может себе позволить приобретение новой машины. Люди «донашивают» старые автомобили и, безусловно, очень активно живет вторичный рынок, — заявил эксперт. — Люди не покупают транспорт, не берут кредиты, потому что сейчас мало достаточно хороших предложений по автомобильным кредитам. В ближайший год автопарк постареет еще больше. Это совершенно очевидно.
Россиянам не стоит надеяться на снижение цен, уверен Ломанов. В дальнейшем устаревание автопарка будет только усиливаться.
— Еще Карл Маркс говорил, что цены, поднятые однажды, не имеют тенденции к понижению. Дилеры ни в коем случае не будут понижать цены на новые автомобили. Будут программы всевозможные, которые позволяют сделать покупку более выгодной, — уточнил он. — Дилеры при «затоваривании» рынка будут идти на какие-то определенные компромиссы, скажем там, делать какой-то подарок, если вы покупаете автомобиль на Новый год или на свой день рождения.
«Это всё маркетинговые ходы. Возможно, их станет больше, потому что цены на автомобили в облака улетели, и покупателей просто нет»
Россияне станут чаще гибнуть на дорогах?
По мнению Ломанова, увеличение числа старых автомобилей может повлиять на безопасность дорожного движения, но старые машины не являются основными участниками ДТП.
— Конечно, автомобиль, которому 21 год, это уже автомобиль небезопасный. Проявляется усталость металла, машина уже с очень большим пробегом, без каких-то сложных систем помощи водителю, бывает даже без АБС и всего остального, — объяснил он. — Однако, как правило, такие машины не ездят целыми днями на дорогах. Обычно человек на ней выезжает, условно говоря, на дачу, хотя и бывают исключения из этого правила. Подавляющее большинство ДТП в той же Москве — либо такси, либо каршеринги.
Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев придерживается схожей точки зрения и отмечает, что устаревание автопарка не окажет существенного влияния на общую статистику смертности в результате ДТП.
— Смертельные ДТП и старые автомобили абсолютно никак не связаны. Практически весь концерн BMW до 2018 года работал на азиатский рынок и Россию. В самой Германии машины были гораздо старше и никакого повышения аварийности из-за этого нет. Поэтому всё зависит здесь, я думаю, от совсем других качеств, — заявил Канаев.
Тем не менее, он согласен с тем, что использование старых авто менее безопасно.
— Естественно, чем новее автомобили, тем они безопаснее сами по себе. Может ли переход на устаревшие автомобили привести к увеличению смерти? Вряд ли. Можно и на старых «Жигулях» абсолютно безопасно ездить, если водить аккуратно и соблюдать скоростной режим, — добавил он.
Кроме того, эксперт перечислил наиболее безопасные марки автомобилей для тех, кто задумывается о покупке подобного «старичка».
— По безопасности среди машин, которым 20 и более лет, однозначно победят японцы и американцы. Допустим, Toyota, Lexus, Cadillac. Вообще, американские автомобили всегда отличались живучестью. Очень безопасные машины, потому что у американцев стандарт по безопасности в полтора раза превышает мировые нормы. То есть для себя Америка делает автомобили намного крепче, — заключил Сергей Канаев.
Ранее мы рассказывали о состоянии рынка недвижимости. Цены растут как на первичном, так и на вторичном рынке, а также дорожает аренда квартир. Многие банки пересматривают условия выдачи кредитов, а Центробанк за последний год пять раз повышал ключевую ставку — в декабре она выросла до 16% годовых.
Кроме того, мы узнали у экономистов, что происходит в сфере птицеводства и стоит ли опасаться дальнейшего повышения цен на мясо птицы и яйца.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».