Бизнес Политика Как западные санкции сказались на российском производстве? Объясняем на примере лифтостроительного завода

Как западные санкции сказались на российском производстве? Объясняем на примере лифтостроительного завода

С поставкой импортных комплектующих могут возникнуть проблемы

Из России ушли иностранные конкуренты отечественных компаний, но пока от этого будут скорее неудобства

Российский бизнес за последний месяц столкнулся со шквалом западных санкций и нелегкими от них последствиями. Например, мы уже писали о не самых больших запасах импортных запчастей и повышении цен у лифтостроительного завода MEL («МЭЛ»), который принадлежит одному из крупнейших застройщиков жилья — группе компаний «ПИК».

Корреспондент MSK1.RU побывал на московском производстве с генеральным директором акционерного общества «МЭЛ» Русланом Родиковым и узнал, как предприятие функционирует в новых обстоятельствах.

Недавно на заводе закупили новые металлообрабатывающие машины

Сложности производства


Всего в РФ за 2021 год смонтировано около 40–45 тысяч лифтов, из них 30% — иностранные. Еще около 100 тысяч нужно заменить. Даже те лифты, что производятся сразу на территории России, порой требуют западных комплектующих. На 2013 год в столице функционировало около 100 тыс. лифтов, что составляло 20% от всей страны. В 2022 году об уходе с рынка РФ уже заявили три больших игрока из сферы лифтостроения, что неминуемо приведет к проблемам.

Так, лифт ушедшей компании придется обслуживать специалистам, которые раньше могли не работать с подобными моделями. А поставка запчастей для иностранной машины ляжет на плечи российских предприятий, где технологии производства могут отличаться и иметь другую сертификацию. Руслан Родиков, гендиректор АО «МЭЛ», на примере московского завода (СВАО) рассказывает:

— Мы работаем с 1953 года. В год «МЭЛ» производит около 2,5 тысячи лифтов. Материалов хватает и российских. Метал мы обрабатываем сами (финскими лазерными машинами. — Прим. ред.). Доля импортных частей у нас не превышает 20%, причем из Европы только 5%, остальное — из Китая.

Руслан Родиков отмечает, что лифты экономкласса менее подвержены кризисному состоянию рынка

Дьявол в деталях


Среди европейских комплектующих закупают лебедки (тяговый элемент для движения кабины) у Китая и частично у Европы, ловители (механизм остановки движения лифта при превышении скорости) у Италии, микросхемы (для управления электронным оборудованием) есть европейские, есть и из Китая. Там же — роликовый механизм передвижения для лифтов бизнес-класса.

Однако, отметим, транспортировка из Италии проходит транзитом через Турцию, в чем гендиректор Родиков признался только после прямого вопроса о логистических решениях во время приостановленного авиасообщения. Микросхемы же хоть и производят китайцы, но технологии принадлежат США. Родиков затруднился ответить, могут ли американцы помешать китайцам поставлять товар в Россию. Важно отметить, что в целом запасов иностранных товаров на заводе хватит только на ближайшие 3–4 месяца. И неизвестно, как будет развиваться ситуация с поставками, предсказать ничего нельзя, замечает Руслан Родиков.

В некоторых цехах завода работа автоматизирована благодаря роботам
Роликовый механизм в лифтах бизнес-класса пришел на замену отечественным «вкладышам», которые всё еще используются в домах старой постройки
1 из 2
В некоторых цехах завода работа автоматизирована благодаря роботам

Цены уже выросли. Но для кого?


Завод «МЭЛ» работает с отечественными производителями и у них же порой находит замену импортным запчастям. Так, у производителя из Ижевска начали закупать лебедки (правда, Родиков отказался назвать компанию), еще один поставщик — Щербинский завод. Но, несмотря на новые и старые решения, только с февраля по март цена за один лифт «МЭЛа» выросла на 20%.

И больше всего от зарубежных деталей зависят лифты бизнес-класса. Например, микросхемы для лифтового компьютера в России не производит никто, здесь прямая зависимость от западных технологий. Как эта проблема будет решаться в будущем — неизвестно. И это однозначно усложнит желаемую сертификацию новых скоростных (4 метра в секунду) лифтов для высотных зданий свыше 150 метров. Чем дороже лифт, тем вероятнее, что там больше импорта.

Предприятие планирует свести импорт к 0%

Завод «МЭЛ» пока справляется с логистическими и санкционными трудностями и даже планирует повысить к 2024 году объем выпуска в два раза — до 5000 лифтов в год. Но на сколько еще поднимутся цены и что делать при опустошении импортных запасов, сказать невозможно.

— Мы собираемся свести к минимуму импорт даже из Китая, потому что отечественный производитель имеет все возможности справляться своими силами, — заключает гендиректор АО «МЭЛ».

Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Устала биться о непробиваемую стену службы судебных приставов». Юрист рассказала, как обойти систему и взыскать долги
Анонимное мнение
Мнение
«Написала более 100 писем в колонию». Колонка юной художницы из Москвы, которая рисует специально для заключенных
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем