СЕЙЧАС -10°С
usd 62.91
eur 66.11
Все новости
Все новости

Как западные санкции сказались на российском производстве? Объясняем на примере лифтостроительного завода

С поставкой импортных комплектующих могут возникнуть проблемы

Из России ушли иностранные конкуренты отечественных компаний, но пока от этого будут скорее неудобства

Поделиться

Российский бизнес за последний месяц столкнулся со шквалом западных санкций и нелегкими от них последствиями. Например, мы уже писали о не самых больших запасах импортных запчастей и повышении цен у лифтостроительного завода MEL («МЭЛ»), который принадлежит одному из крупнейших застройщиков жилья — группе компаний «ПИК».

Корреспондент MSK1.RU побывал на московском производстве с генеральным директором акционерного общества «МЭЛ» Русланом Родиковым и узнал, как предприятие функционирует в новых обстоятельствах.

Недавно на заводе закупили новые металлообрабатывающие машины

Недавно на заводе закупили новые металлообрабатывающие машины

Поделиться

Сложности производства


Всего в РФ за 2021 год смонтировано около 40–45 тысяч лифтов, из них 30% — иностранные. Еще около 100 тысяч нужно заменить. Даже те лифты, что производятся сразу на территории России, порой требуют западных комплектующих. На 2013 год в столице функционировало около 100 тыс. лифтов, что составляло 20% от всей страны. В 2022 году об уходе с рынка РФ уже заявили три больших игрока из сферы лифтостроения, что неминуемо приведет к проблемам.

Так, лифт ушедшей компании придется обслуживать специалистам, которые раньше могли не работать с подобными моделями. А поставка запчастей для иностранной машины ляжет на плечи российских предприятий, где технологии производства могут отличаться и иметь другую сертификацию. Руслан Родиков, гендиректор АО «МЭЛ», на примере московского завода (СВАО) рассказывает:

— Мы работаем с 1953 года. В год «МЭЛ» производит около 2,5 тысячи лифтов. Материалов хватает и российских. Метал мы обрабатываем сами (финскими лазерными машинами. — Прим. ред.). Доля импортных частей у нас не превышает 20%, причем из Европы только 5%, остальное — из Китая.

Руслан Родиков отмечает, что лифты экономкласса менее подвержены кризисному состоянию рынка

Руслан Родиков отмечает, что лифты экономкласса менее подвержены кризисному состоянию рынка

Поделиться

Дьявол в деталях


Среди европейских комплектующих закупают лебедки (тяговый элемент для движения кабины) у Китая и частично у Европы, ловители (механизм остановки движения лифта при превышении скорости) у Италии, микросхемы (для управления электронным оборудованием) есть европейские, есть и из Китая. Там же — роликовый механизм передвижения для лифтов бизнес-класса.

Однако, отметим, транспортировка из Италии проходит транзитом через Турцию, в чем гендиректор Родиков признался только после прямого вопроса о логистических решениях во время приостановленного авиасообщения. Микросхемы же хоть и производят китайцы, но технологии принадлежат США. Родиков затруднился ответить, могут ли американцы помешать китайцам поставлять товар в Россию. Важно отметить, что в целом запасов иностранных товаров на заводе хватит только на ближайшие 3–4 месяца. И неизвестно, как будет развиваться ситуация с поставками, предсказать ничего нельзя, замечает Руслан Родиков.

Цены уже выросли. Но для кого?


Завод «МЭЛ» работает с отечественными производителями и у них же порой находит замену импортным запчастям. Так, у производителя из Ижевска начали закупать лебедки (правда, Родиков отказался назвать компанию), еще один поставщик — Щербинский завод. Но, несмотря на новые и старые решения, только с февраля по март цена за один лифт «МЭЛа» выросла на 20%.

И больше всего от зарубежных деталей зависят лифты бизнес-класса. Например, микросхемы для лифтового компьютера в России не производит никто, здесь прямая зависимость от западных технологий. Как эта проблема будет решаться в будущем — неизвестно. И это однозначно усложнит желаемую сертификацию новых скоростных (4 метра в секунду) лифтов для высотных зданий свыше 150 метров. Чем дороже лифт, тем вероятнее, что там больше импорта.

Предприятие планирует свести импорт к 0%

Предприятие планирует свести импорт к 0%

Поделиться

Завод «МЭЛ» пока справляется с логистическими и санкционными трудностями и даже планирует повысить к 2024 году объем выпуска в два раза — до 5000 лифтов в год. Но на сколько еще поднимутся цены и что делать при опустошении импортных запасов, сказать невозможно.

— Мы собираемся свести к минимуму импорт даже из Китая, потому что отечественный производитель имеет все возможности справляться своими силами, — заключает гендиректор АО «МЭЛ».

Ранее мы рассказывали, как будут справляться с санкциями российские лифтостроители.

Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

По теме

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter