![](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/87/8a/e3878ac7b0b3b41f8f9bb3286d860184/656x437_1:5693_196541273597024450d2056cb157bc5a@1920x1277_0xRbkqdoi0_4590601956136098439.jpg.webp)
Российский бизнес за последний месяц столкнулся со шквалом западных санкций и нелегкими от них последствиями. Например, мы уже писали о не самых больших запасах импортных запчастей и повышении цен у лифтостроительного завода MEL («МЭЛ»), который принадлежит одному из крупнейших застройщиков жилья — группе компаний «ПИК».
Корреспондент MSK1.RU побывал на московском производстве с генеральным директором акционерного общества «МЭЛ» Русланом Родиковым и узнал, как предприятие функционирует в новых обстоятельствах.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/bd/c8/c2bdc8ec486add3d113f71d24a8e6490/656x492_1:5553_3dd17ef851d5d63444c12c158691b9d8@1280x960_0xBlCgqk57_3549853478452144649.jpg.webp)
Сложности производства
Всего в РФ за 2021 год смонтировано около 40–45 тысяч лифтов, из них 30% — иностранные. Еще около 100 тысяч нужно заменить. Даже те лифты, что производятся сразу на территории России, порой требуют западных комплектующих. На 2013 год в столице функционировало около 100 тыс. лифтов, что составляло 20% от всей страны. В 2022 году об уходе с рынка РФ уже заявили три больших игрока из сферы лифтостроения, что неминуемо приведет к проблемам.
Так, лифт ушедшей компании придется обслуживать специалистам, которые раньше могли не работать с подобными моделями. А поставка запчастей для иностранной машины ляжет на плечи российских предприятий, где технологии производства могут отличаться и иметь другую сертификацию. Руслан Родиков, гендиректор АО «МЭЛ», на примере московского завода (СВАО) рассказывает:
— Мы работаем с 1953 года. В год «МЭЛ» производит около 2,5 тысячи лифтов. Материалов хватает и российских. Метал мы обрабатываем сами (финскими лазерными машинами. — Прим. ред.). Доля импортных частей у нас не превышает 20%, причем из Европы только 5%, остальное — из Китая.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/79/3c/bc/793cbcde02efb3a94aae4f7873943543/656x457_1:5553_e066c0dccf0505fa1d2e1727e9218352@1280x890_0xN1NUw00e_5747217876358971651.jpg.webp)
Дьявол в деталях
Среди европейских комплектующих закупают лебедки (тяговый элемент для движения кабины) у Китая и частично у Европы, ловители (механизм остановки движения лифта при превышении скорости) у Италии, микросхемы (для управления электронным оборудованием) есть европейские, есть и из Китая. Там же — роликовый механизм передвижения для лифтов бизнес-класса.
Однако, отметим, транспортировка из Италии проходит транзитом через Турцию, в чем гендиректор Родиков признался только после прямого вопроса о логистических решениях во время приостановленного авиасообщения. Микросхемы же хоть и производят китайцы, но технологии принадлежат США. Родиков затруднился ответить, могут ли американцы помешать китайцам поставлять товар в Россию. Важно отметить, что в целом запасов иностранных товаров на заводе хватит только на ближайшие 3–4 месяца. И неизвестно, как будет развиваться ситуация с поставками, предсказать ничего нельзя, замечает Руслан Родиков.
Цены уже выросли. Но для кого?
Завод «МЭЛ» работает с отечественными производителями и у них же порой находит замену импортным запчастям. Так, у производителя из Ижевска начали закупать лебедки (правда, Родиков отказался назвать компанию), еще один поставщик — Щербинский завод. Но, несмотря на новые и старые решения, только с февраля по март цена за один лифт «МЭЛа» выросла на 20%.
И больше всего от зарубежных деталей зависят лифты бизнес-класса. Например, микросхемы для лифтового компьютера в России не производит никто, здесь прямая зависимость от западных технологий. Как эта проблема будет решаться в будущем — неизвестно. И это однозначно усложнит желаемую сертификацию новых скоростных (4 метра в секунду) лифтов для высотных зданий свыше 150 метров. Чем дороже лифт, тем вероятнее, что там больше импорта.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/f8/49/4bf849931d8793c1424dd23a4477d46f/656x246_1:5553_5edbe9d6c2955ee7504844831c63123c@1280x479_0xKXCLgjJo_3204499573775315067.jpg.webp)
Завод «МЭЛ» пока справляется с логистическими и санкционными трудностями и даже планирует повысить к 2024 году объем выпуска в два раза — до 5000 лифтов в год. Но на сколько еще поднимутся цены и что делать при опустошении импортных запасов, сказать невозможно.
— Мы собираемся свести к минимуму импорт даже из Китая, потому что отечественный производитель имеет все возможности справляться своими силами, — заключает гендиректор АО «МЭЛ».
Ранее мы рассказывали, как будут справляться с санкциями российские лифтостроители.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».