Генпрокуратура 11 марта направила в суд заявление о признании Meta (деятельность организации запрещена в РФ) экстремистской организацией, 14 марта социальную сеть Instagram* заблокировал Роскомнадзор, а спустя 10 дней, 21 марта, российский суд запретил социальные сети Facebook* и Instagram*, а саму корпорацию признал экстремистской. Рассказываем истории трех людей, которые находили клиентов для своего небольшого бизнеса в этих соцсетях.
Женя Францева, основатель школы Rock Vox, преподаватель рок-вокала, Челябинск:
— Во время пандемии я ушла в онлайн-бизнес, и более 90% трафика привлекалось через запрещенную сегодня соцсеть. Конечно, какую-то часть делало сарафанное радио, но это 0,5–1%. Мы запускали таргетированную рекламу через Facebook*, это все шло в Instagram*: истории, посты, когда листаешь, была реклама. В аккаунте в Instagram* у меня было 8 с лишним тысяч подписчиков наработанных за два года. В рекламу же за этот срок вложила более 400 тысяч рублей. В TikTok выкладывала видео, но оттуда аудитория тоже шла в Instagram*. Во «ВКонтакте» я что-то выкладывала раз в 2–3 месяца. Еще заливала видео на YouTube-канал и дублировала его в ней. Потихоньку там накопилось количество активных друзей и участников в группе. И когда заблокировали социальные сети, в ВК у меня там уже что-то было.
Есть студенты, которые приходят на мою страницу в социальной сети и понимают, что это то, что они хотели, и сразу идут учиться. А есть те, кто следит от нескольких месяцев до 1,5 лет, а потом пишут, что давно наблюдали и готовы прийти на обучение. В сфере, где сложно оценить результат, всегда идут на человека. Вот ты научился классно петь, но кому-то это может нравиться, кому то нет. А еще им важно увидеть, что я ем, как пою, как смеюсь. В общем, мой образ жизни.
Есть и телеграм-канал, который я завела еще за несколько месяцев до всех этих событий, и там уже были активные подписчики. А после блокировки соцсетей туда пришла еще часть аудитории из «ВКонтакте» и заблокированной сети, но Telegram — не социальная сеть.
«Когда все там начали создавать свои каналы в Telegram, активность упала в несколько раз»
За последние несколько дней охваты на YouTube тоже упали не только у меня, но и у всех русскоязычных блогеров. Мы об этом разговаривали с ребятами, которые давно на YouTube. И они говорят, что так как там отключили монетизацию, то они не рекомендуют в своих алгоритмах видео наших авторов, из-за чего они и падают. Сейчас я даже не знаю, где давать рекламу: раньше были блогеры, разные соцсети, теперь только ВК.
Я думаю, моя база студентов сохранится только благодаря ВК. Это в разы меньше, чем было. Тем более что люди не уверены в своем будущем, и не все готовы вкладываться в свое образование. Как вариант, еще проводить очные групповые занятия и мастер-классы у себя в городе, развивать местное сообщество. Но спасет ли это? Я не знаю. Тем более налоги никто не отменял: у меня ИП, ипотека. А еще зарплата людям, которая уже упала, потому что они работают за процент. Я не знаю, насколько долго смогу продержаться на своем энтузиазме, но ментально очень тяжело. Я просыпалась в определенные дни и понимала, что мне нужно встать и улыбаться, потому что у меня есть дочь, больше меня ничего не радовало и не спасало.
Елизавета Коробейникова, мастер по массажу, косметолог, Санкт-Петербург:
Основную часть клиентов, 19 из 20, я привлекала из Instagram*. Немного по сарафанному радио — одного из 20. Когда вся ситуация в феврале началась, еще до отключения Instagram*, поток стал меньше. Даже постоянные клиенты стали реже записываться, а новых практически не было. Я так понимаю, что это связано с каким-то страхом людей, желанием что-то сохранить, деньги сэкономить. В целом, я на себе никак не ощутила блокировку соцсети. Немного упали охваты, но на этом всё.
У меня как раз сегодня выходной, и я хотела подумать над тем, как привлекать новых клиентов, посмотреть на «Яндекс.Дзен», написать посты в телеграм-канал, куда увела человек 100. Но и подумать, как продолжить с Instagram* работать. А во «ВКонтакте» с окончания университета не захожу. Хотя понимаю, что с одной стороны стоило бы, там много интересных инструментов, есть какая-то аудитория, но она мне не близка, и не получается пока туда перейти.
Мне кажется, компании и специалисты, которые в основном с Instagram* работают и оттуда берут клиентов, ощутят последствия всего этого уже ближе к лету, осени, потому что базу клиентов в любом случае нужно пополнять — на одних постоянных клиентах не выжить. Так или иначе кто-то уходит.
Ирина, врач-подолог, Москва:
В основном приходили люди через рекомендации, через Instagram* меньше появлялось. Но я его и не развивала. Люди просто подписывались, наблюдали за мной 3–6 месяцев, иногда год, а после приходили. Его блокировка на меня не сильно повлияла.
Человек ищет специалиста долго, видит нескольких подологов, списывается. И если срочно, то приходит к одному из них, если нет, то просто долго наблюдает. У меня не только постоянная база, новые тоже есть: цены растут, люди переезжают, поэтому база обновляется.
Мой аккаунт в ВК давно заброшен, до него еще не дошли руки. Так, пара постов. В Telegram есть канал, люди на него подписались, чтоб меня не потерять, но там тоже только пара записей.
В основном ко мне люди приходят после того, как им что-то испортили. Я подлечиваю им ногти, и они остаются у меня, если предыдущий мастер у них был неграмотный. Или же, если у них и так был хороший мастер, они приходят, устраняют проблемы и уходят обратно к своим мастерам.
*деятельность запрещена в РФ
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».