В кризисные времена люди всеми силами хотят хоть где-то чувствовать себя хорошо. Кто-то покупает больше косметики, а кого-то больше тянет на интимные товары. Рынок последних в 2020 году показал практически двукратный рост: с 9,6 миллиарда рублей в 2019 году до 16,8 миллиарда в пандемический год. По оценкам Forbes, к концу 2021 года этот рынок достиг 20 миллиардов рублей.
Интимные товары часто относят к категории «sexual wellness» (сексуальное благополучие). Именно в этой вкладке их сегодня можно найти на крупнейших маркетплейсах. Конечно, рост онлайн-продаж влияет и на рынок привычных нам физических секс-шопов, которые находятся рядом с каждой станцией метро.
Журналист MSK1.RU изучил самые популярные сети по продаже интимных товаров в Москве и выяснил, кто зарабатывает на продаже секс-игрушек.
Гиганты сексуального рынка
По данным справочного сервиса «2ГИС», самая крупная сеть магазинов «товаров для взрослых» в Москве и области — «Точка любви». Из примерно 500 (только представьте себе!) секс-шопов 98 принадлежат именно им. Магазины этой сети можно найти везде: от Арбата до деревни Жуковка в Одинцовском районе.
Магазины, как правило, зарегистрированы на разные ИП, сейчас «Точка любви» активно развивает продажу бизнеса по франшизе. Но самым главным в компании остается 36-летний бизнесмен Павел Кошкин. Он родился в Чебоксарах, республика Чувашия, учился на факультете вычислительной математики и кибернетики в МГУ, ездит на бронзовой Bentley Continental GT (сейчас такую можно купить примерно за 30–40 миллионов рублей). Успешный бизнесмен Кошкин изредка читает лекции о предпринимательстве (несколько можно найти на YouTube) и много путешествует. Да и еще он интересуется кайт-серфингом и гольфом. Но больше о нем (вероятно, как и положено в делах интимных) практически ничего не известно. Но кое-что всё же нашлось...
Кроме развития «Точки любви», активного продвижения секс-шопов через франшизу, Кошкин также занимается просветительской деятельностью в области sexual wellness. У него есть центр сексуального образования Secrets. Там, к примеру, можно записаться на бесплатный тренинг для мужчин «Все о твоей женщине: от А до Я» и курс «Глубокое горло. Только практика». Вместе с партнером Антоном Овчинниковым он основал компанию «Атлас Трейд», которая производит секс-игрушки под брендом Play Secrets.
Офис компании «Атлас Трейд» находится на улице Правды, 24к7. Здание, так уж совпало, соседствует с офисами главных правдорубов в Москве — съемочными павильонами ВГТРК и «Москвы 24». Партнер Кошкина Антон Овчинников работает гендиректором в этой компании. Также его реквизиты указаны на сомнительном сайте с распространением бесплатного курса по «Основам финансового рынка». Некий Андрей Кречетов, который называет себя автором курса, обещает помочь начать зарабатывать деньги и обеспечить финансовую независимость. Мы не смогли обнаружить его публикаций в «Коммерсанте», РБК, а также преподавателя с таким именем в Финансовом университете при Правительстве РФ. Зато мы смогли обнаружить еще одного «Андрея Кречетова»: сайт с курсом уже удален, но интернет продолжает собирать о нем отзывы.
— Попытался найти информацию о трейдере Андрее Кречетове — не смог. Вообще нет ничего. Он вообще трейдер? [Что делать], если нет никакой информации о его заслугах, а в трейдинге, судя по инфе, он 12 лет, — пишет Рустам в комментариях.
«Как можно верить в его деятельность и верить тому, что он может чему-то там научить?»
Но вернемся к «Точке любви». Павел Кошкин называет свою сеть лидирующей на рынке секс-товаров в России. Неудивительно, что к ней приковано много внимания и случай, произошедший в феврале этого года, не мог остаться незамеченным. Наши коллеги из «Фонтанки» писали о жестоком убийстве, которое произошло в одном из питерских магазинов «Точка любви». Мужчина пришел в секс-шоп, вытащил нож и 12 раз ударил в грудь сотрудницу. Спасти ее не удалось. После преступления мужчина забрал две коробки с секс-игрушками и ушел.
О проблемах с безопасностью в «Точке любви» после написали журналисты из NEWS.RU. Они пообщались с сотрудниками сети и выяснили, что домогательства на рабочем месте — нормальная практика, а камеры в магазинах стоят не столько для безопасности, сколько для того, чтобы регулировать работу сотрудников и в случае чего карать штрафами. На работу сотрудник в новый магазин может выйти еще до установки тревожной кнопки.
— Домогательства — это обычные будни «Точки любви», особенно если ты женщина. Это происходит в каждом магазине и практически каждый день. Парней это тоже не обходит, просто случается немного реже, — рассказал нашим коллегам один из сотрудников московского магазина «Точка любви».
«Ко мне часто приставали, домогались и пытались спровоцировать на агрессию и другие действия»
Ставка для сотрудников составляет 1000 рублей за смену — в круглосуточном магазине и без процентов с продаж. Охранники стоят дороже, поэтому их и не привлекают к работе: сотрудники «Точки любви» считают такую жадность причиной проблем с безопасностью.
Империя Фишмана
Еще одна из важнейших фигур для отечественного рынка интимных товаров — предприниматель Леонид Фишман. И, судя по его биографии, он занимается своим делом. Не секрет, что в 1998 году он и врач-сексолог Сергей Агарков, регулярно говоривший о сексе в ток-шоу «Про это» на НТВ, «решили, что свобода уже наступила, но сексуальная энергия в стране все еще требует выхода». Это и стало началом зарождения группы компаний «Асткол-Джага».
Леониду Фишману сейчас принадлежит значительная часть «Асткол-Джага»: в нее входят компания-поставщик «товаров для взрослых» «Асткол-Альфа», международный фестиваль производителей интим-товаров «Тайфест» и компания-производитель секс-игрушек и лубрикантов «Биомед Нутришн», а также сеть секс-шопов «Джага-Джага». Это очень доходный бизнес: на сексе Фишман заработал чистой прибылью 87 миллионов рублей при общей выручке в 700 миллионов.
«Джага-Джага» — одна из крупнейших сетей по продаже интимных товаров в России. По данным сайта магазина, в московском регионе работает 41 торговая точка. Внутри компании часто проходят обучения для персонала через платформу SexStudy, а для клиентам предлагают смотреть ролики на YouTube. У проекта proSack уже более 10 тысяч подписчиков: там регулярно проводят розыгрыши секс-игрушек, оценивают, например, «карманные мастурбаторы» и честно отвечают на вопросы о том, «как девушке прекратить быстро кончать» или «почему от "ручной работы" испытываешь больше удовольствия, чем от секса».
Леонид Фишман, который выступает лицом своей компании, привык к публичности — в 80-е он был директором музыкальной группы «Круиз». В то время этот хард-рок-бэнд выстрелил и много гастролировал за рубежом, а на концерты «Круиза», говорят, любила ходить примадонна эстрады Алла Пугачева. В конце 90-х Фишман даже работал с известной (особенно на тот момент) певицей Тамарой Гвердцители. Мастурбаторы и фаллосы на YouTube он не обозревает, зато иногда дает интервью об успехе компании и рассказывает о том, как впервые стал владельцем секс-шопа еще в начале 90-х в Германии и решил привнести эту культуру в Россию.
В России (тогда еще скромной и осваивающейся после перестройки) первый секс-шоп появился в 1992 году — в Москве в здании клиники на Маломосковской улице. Еще одна крупная сеть считает, что именно она продолжила его дело. «Он и она» тоже вместе учреждали Леонид Фишман и Сергей Агарков, сейчас «Он и она» принадлежит жене Сергея Татьяне и его вероятной дочери Анне Сергеевной Морозовой-Ланге. Офис «Он и она», как и офис «Джаги-Джаги», находится на проезде Серебрякова, 14 — но официально они не входят в одну группу компаний.
В семейном секс-бизнесе принимает участие и внучка Агаркова: Елизавета Морозова (а точнее — ее ИП) указана в данных сервиса «2ГИС» в качестве реквизитов магазина «Он и она». Всего, к слову, в московском регионе 28 таких торговых точек. Кроме этого, 26-летняя Морозова развивает маркетплейс по продаже секс-игрушек Xtoy.
Но на официальном сайте «Он и она» фигурируют реквизиты людей постарше — там предлагают переводить деньги через ИП Эдуарда Зеновки. Он, кстати — один из самых значимых спортсменов в пятиборье в России. Трижды становился призером Олимпийских игр (дважды в Барселоне в 1992 году и один раз в 1996 году в Атланте, США).
Судьба спортсмена трагична: после олимпиады в Барселоне в 1992 году он познакомился с гимнасткой-художницей Оксаной Костиной. В феврале 1993 года Зеновка без водительских прав вез Костину на автомобиле, недалеко от аэропорта Домодедово они попали в автокатастрофу. Оксана Костина погибла, Зеновка получил многочисленные травмы.
Секс-эпатаж, как укрепление семьи
Не такая крупная, как предыдущие, но точно одна из самых эпатажных сетей секс-шопов — «Розовый кролик». Уж не знаем, откуда про нее знают клиенты: возможно, это хороший маркетинг, а возможно — «козырное» место для магазина на Тверской улице. Его панорамные окна сложно не заметить, хоть проходящих мимо клиентов может смутить шаурмичная и «Связной» под окнами «Кролика». Но тем не менее, восемь «Розовых кроликов» раскинулись по Москве и собирают вокруг себя клиентов и «тусовку». Действительно, компания часто проводит разные ивенты (недавно, например, аж масштабную кинки-пати).
Кинки-пати (или кинки-вечеринки) — мероприятия для взрослых, на которых можно заниматься чем угодно. Это может быть, например, эротический маскарад. Обычно у таких мероприятий есть дресс-код, а организаторы придумывают разные развлечения, помогающие сексуальному раскрепощению: пробуют шибари — эротическое искусство связывания, — или устраивают игры с едой. Главное правило кинки-пати: уважительное и бережное отношение друг к другу.
Яркие и броские цвета — отличительная черта «Розового кролика». Владелец сети Максимилиан Лапин выглядит не менее эпатажно — его стиль построен на розовых и черных цветах. Любопытно, что мы обнаружили Максимилиана в телеграм-чате «Vneshka», где парни скидывают фотографии своих образов и просят их оценить. Лапин — провокационный, но при этом брутальный: он с 2017 года занимает пост вице-президента боксерского клуба «Александр Невский».
Максимилиан Лапин стал магистром СПбГУ по специальности «Менеджмент» и получил степень кандидата экономических наук. Он написал диссертацию на тему «Исследование механизма управления инновационными технологиями в электронной торговле». В одном из интервью он рассказывал, что хочет стать губернатором Санкт-Петербурга. В 2020 году Лапин собирался продать все розничные точки «Розового кролика», чтобы самому сконцентрироваться на развитии онлайн-проектов и погасить долги.
Максимилиан считает, что его магазин — не просто секс-шоп, а место для «укрепления семьи». Своих продавцов он считает лучшими в сфере консультирования клиентов.
— Физические магазины очень красивые, там можно потрогать все, пообщаться, мы сделаем [клиенту] welcome drink (приветственный напиток, часто алкогольный. — Прим. ред.). Консультации классные у наших продавцов. Их основная суть не продавать даже, а именно консультировать, — рассказывает Лапин корреспонденту MSK1.RU. — Многие бизнесы построены на впаривании, на втюхивании, у меня это запрещено.
«Моя задача — помогать и рассказывать, а дальше человек сам принимает решение»
Сам Максимилиан Лапин из Санкт-Петербурга: бизнес он начинал с торговли порнофильмами вместе с партнером Александром Ругаевым. Ругаев сменил фамилию: в начале 2001 года его знали как Александра Ва́гина.
Первый «Розовый кролик» появился в 2008 году. Для Лапина было важно придумать сильный бренд, который отражал бы его идеалы. Получилось придумать его с уважением к русской культуре:
— Хотел сделать сильный бренд, чтобы получилось потом как с ксероксом — нарицательное имя. В древности славяне дарили кроликов, когда хотели, чтобы семья была плодовита и благополучна. Так что «Розовый кролик» несет семье важную ценность, — рассказывал Лапин изданию «Секрет».
Кроме «Розового кролика» сейчас у Лапина есть и онлайн-магазин, и собственный тренинг-центр, и музей эротики. Последний, кстати, находится также в Петербурге — в здании Завода турбинных лопаток напротив Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. Бехтерева. И, кажется, это единственный секс-шоп, у которого есть свой TikTok-аккаунт: там сотрудники «Розового кролика» надевают ростовые фигуры в виде розового кролика и огромную (плюшевую) голову Максимилиана Лапина, придумывают разные шутки про вибраторы и отношения.
***
Короче, взрывной рост рынка секс-игрушек в России показывает, что люди заинтересованы в «укреплении семьи». Некоторые могли бы поспорить с тем, что «игрушки для взрослых» — это правильный способ. Но, возможно, цель оправдывает средства?
Покупаете ли вы секс-игрушки?
Недавно MSK1.RU проводил большое расследование о том, кто владеет «Москва-Сити»: оказалось, среди собственников есть и владельцы магазинов секс-игрушек.
Если вы хотите прочитать больше расследований о том, чем сейчас живет Москва, выбирайте один из наших больших текстов. Все расследования MSK1.RU мы собираем в специальном сюжете.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».