На волне событий прошлой недели, когда владельцы ПВЗ Wildberries, возмущенные изменениями в правилах маркетплейса, отказывались работать и требовали от руководства компании объяснений, в редакцию MSK1.RU начали обращаться сотрудники Wildberries, чтобы рассказать о своем опыте работы в маркетплейсе.
Среди них была Екатерина (имя изменено по просьбе героини), она работала на складе Wildberries в Коледино. Женщина рассказала, как многообещающая поначалу работа из-за огромных штрафов превратилась для нее в практически бесплатный труд на пользу компании.
Корреспондент MSK1.RU связалась и с другими сотрудниками склада Wildberries, чтобы услышать их мнение о работе в одном из крупнейших маркетплейсов в России.
Слаженный механизм
Расположенный в городском округе Подольск склад Wildberries в Коледино — важнейший элемент логистической инфраструктуры маркетплейса. Площадь логопарка — почти 145 тысяч квадратных метров, стоимость его строительства эксперты оценивают в 3,5 млрд рублей.
Со склада в Коледино ежедневно тысячи товаров отправляются к заказчикам во все уголки России. В логистическом центре работают сотни людей, задача которых — сортировать товар на складе, содержать его в порядке и передавать в доставку, когда он будет запрошен. Такой огромный центр, чтобы обеспечивать бесперебойную работу, должен действовать как слаженный механизм, любые промедления или сбои в работе для сотрудников — тяжелое нарушение.
— С Wildberries я заключила договор ГПХ в ноябре 2021 года, — начинает свой рассказ Екатерина. — В первую мою рабочую ночь (склад работает круглосуточно, работники могут выбирать дневную или ночную смену) я должна была пройти обучение, но мне просто дали в руки терминал сбора данных и отправили работать. Конечно, я многого не понимала сразу, так что быстро получила штраф в 2 тысячи рублей.
Екатерина работала на сборке крупногабаритных товаров. Зарплата для работников склада, по ее словам, зависит от количества «пиков» — считываний штрихкода товара, который необходимо передать в доставку.
Штрафы, превышающие зарплату
— Работа кажется в первое время хорошей, за смену можно получить 5–7 тысяч. Но дело в том, что вскоре понимаешь: из-за штрафов этой суммы тебе не видать.
«Например, мне нужно найти на полке товар, но на месте, которое выдает терминал, его просто нет. Это называется "потеряшка" и карается штрафом»
— Разве мы виноваты, что товар куда-то пропал? Может, его не туда положили ребята из раскладки, может, где-то еще раньше был утерян. Раньше за одну «потеряшку» с нас списывали не больше 500 рублей. Но по новым правилам вычитают полную стоимость товара. За смену может быть несколько таких пропаж, так за день можно уйти в минус на тысячи и даже десятки тысяч, если очень не повезет.
Об этом же нам рассказал другой сотрудник склада Wildberries — Евгений. По его словам, штрафы за «потеряшки» не возвращаются, даже если товар найден.
— Товар просто упаковывают и отправляют в продажу, — говорит он. — Wildberries заработает и на нем, и на нашем штрафе.
Кроме штрафов за пропавший товар на сотрудниках лежит ответственность за бракованные или поврежденные вещи.
— Вычитают 80% от стоимости поврежденного по любой причине товара. Неважно, что это были не вы. Если вы пробили его через свой терминал, эту вещь система автоматически вешает на вас.
«Получается, мы заложники этих вещей. На складе нет ни одного сотрудника без штрафов»
— По сути своей, это же абсурд, — вздыхает Евгений. — Например, идет человек на складе по ряду, задевает вазу в коробке, она падает и разбивается. Он ставит ее обратно и уходит, а потом сотрудник, который должен эту вазу собрать для доставки, обязан ее «пикнуть» и добровольно отнести в брак.
«Полная неразбериха»
— Четыре дня назад мне пришел минус больше 40 тысяч рублей, — продолжает Евгений. — Мне тогда попался ряд, где нужно весь товар снять с полок, «пикая», что вещи сняты, а за мной шел раскладчик и «пикал», складывая их на полки аккуратно. В итоге мы всё сделали: на ряд заходишь — красиво, а через какое-то время мне приходит этот самый минус. Я был в шоке: за что? Тут же поехал на работу, и мне говорят, не все товары после меня были считаны, и за это повесили на меня всю стоимость товара, который не «пикнул» раскладчик. У него терминал глючит, и не все «пики» считывались. Вот так и вышло. Полная неразбериха.
О том, что система не всегда работает слаженно, корреспонденту MSK1.RU рассказал еще один сотрудник Коледино, Денис (имя изменено по просьбе героя). За одну из рабочих смен ему пришел штраф в 77 тысяч рублей за утерю терминала сбора данных.
— Я его не терял, честно! У них видео есть с камер наблюдения, я говорю: посмотрите видео, я сдал терминал. А мне говорят, что видео — собственность компании.
«Что-то доказывать начальству бессмысленно»
О том, что оспорить штрафы практически невозможно, говорил и Евгений. Он не раз писал онлайн-обращения в Wildberries, ему отвечали, что за прояснением ситуации нужно обращаться к руководству на складе, но ни начальник смены, ни руководитель блока Евгению не помогли.
«Люди работают бесплатно»
Из-за многочисленных штрафов некоторые сотрудники оказываются с отрицательным балансом и, по словам наших собеседников, вынуждены «отрабатывать свой минус».
— Люди днями работают бесплатно, — рассказывает Екатерина. — Выходят из минуса, чтобы потом получить новые штрафы. Я вот не выдержала, сама на данный момент не работаю уже как месяц, на балансе минус 26 тысяч. Просто плюнула и уехала в свой город.
«Пока минус на счету, ты даже покушать не можешь. В буфете при плюсе у тебя списываются деньги из зарплаты, а так, выходит, весь день голодный»
Обрадованные первыми суммами, которые им удалось заработать, сотрудники склада вскоре понимают, что это так не будет. Они смотрят, как фурами вывозят брак, утиль — это и есть их зарплата. Многие не выдерживают, увольняются. Их можно понять.
Корреспондент MSK1.RU попыталась получить от Wildberries комментарий об условиях работы сотрудников склада. Директор по связям с общественностью маркетплейса не ответил на телефонные звонки и на сообщения в мессенджере, отправленные за несколько дней до публикации. Также без ответа осталось письмо, отправленное на электронную почту Wildberries.
Ранее мы публиковали рассказ продавца на Wildberries, который так и не смог заработать на площадке и потерял сотни тысяч. О том, как открыть свой бизнес на Wildberries, об организационных вопросах и сложностях с покупателями MSK1.RU рассказала москвичка Мария, которая уже больше пяти лет ведет свое дело на этой площадке. Также читайте мнение маркетологов о недолгосрочном ребрендинге Wildberries (площадка некоторое время называлась «Ягодки»).
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».