После пожара на складе Wildberries в Шушарах прошел уже почти месяц. Там хранились миллионы товаров от продавцов со всей России, всё это за считаные минуты превратилось в пепел. О том, каково это — в один день потерять 1,3 миллиона рублей, MSK1.RU в интервью рассказала москвичка Мария Н., владелица собственного производства одежды и опытный партнер Wildberries.
На момент нашего разговора с Марией маркетплейс не выплатил большинству продавцов компенсации за сгоревший товар. Теперь же некоторым предпринимателям начали приходить деньги, но эти суммы, по их словам, значительно меньше реального ущерба.
«Прислали 500 рублей»
— Я потеряла в Шушарах 1 миллион 800 тысяч, но мне вернули только 30, — пишет в чате продавцов Елена Савельева. — Техподдержка не отвечает, денег нет.
«Я в панике, как и многие. Обсуждаем составление коллективного иска»
В такой же ситуации оказались и многие другие продавцы. Им, потерявшим миллионы, пришли в качестве компенсации пока что 10–20 тысяч.
— Это, по сути, замороженные деньги, бизнес простаивает, мы разоряемся, — сокрушается в том же чате Людмила.
В первые недели после пожара появилась информация, что поставщикам, у которых в Шушарах было не очень много товара, компенсации выплачивают сразу и в полном объеме. Но это не так: участники чата продавцов рассказывают, что даже тем из них, у кого на складе лежала одна единица товара, полностью ущерб не компенсировали. Некоторым из них прислали одну и ту же сумму: 500 рублей.
«Наберитесь терпения»
Но есть и те продавцы, которые пока не получили ни копейки. В их числе оказалась собеседница MSK1.RU Мария. В Шушарах сгорела одежда ее собственного производства на сумму 1,3 млн рублей, и девушка уже почти месяц ждет свою компенсацию.
— Я знаю, что кому-то приходят суммы меньше реальных, но мне вообще ничего не пришло, — жалуется Мария. — Даже 10 тысяч, как другим. У всех, кому хоть сколько-нибудь денег перевели, это отражено в отчете за 30 января, а у меня отчеты вообще только до 16 числа.
Головная боль с отчетами — одна из главных проблем продавцов Wildberries. Цифры в них меняются, сами отчеты задерживаются и никогда не сходятся друг с другом, сетует Мария. Например, когда продавец считает налоги и платит их сразу, спустя полгода он может проверить сумму дохода, и по отчетам она уже будет совсем другой.
Мария писала по поводу компенсации в поддержку Wildberries, и ей, в отличие от сотен других продавцов, на одно из обращений всё же ответили.
— В поддержке сообщили, что они пока не всем продавцам всё выплатили и окончательные данные будут в конце февраля. Мол, запаситесь терпением.
Мария планирует подождать обозначенного в техподдержке срока, а затем, если до конца февраля не получит компенсацию, она собирается обратиться в суд.
«Информацию по остатку убрали»
Еще одна интересная деталь, которую заметили продавцы: маркетплейс удалил информацию о том, сколько товаров находилось у них на складе в Шушарах. Конечно, опытные предприниматели к тому моменту уже зафиксировали эти данные, чтобы при необходимости оспорить сумму компенсации.
— Все понимают, что у маркетплейса будет соблазн смухлевать, подкрутить цифры и сказать потом: «У вас было в Шушарах не 1200 позиций, а, например, 700, вот их и компенсируем», — делится Мария. — Со мной так уже не получится, у меня есть отчет, сформированный в сам день пожара.
Но у Марии всё же есть сомнения, что ее отчет примут в случае конфликтной ситуации, поэтому она, как и другие предприниматели, надеется, что получит сумму компенсации целиком и спорить с площадкой не придется.
— Спорить и бесполезно, — признается в разговоре с корреспондентом MSK1.RU Евгений, еще один из пострадавших продавцов.
«Wildberries всегда правы, против них не попрешь, мне кажется, будь у тебя хоть сотня скриншотов и отчетов»
Действительно, случаев, когда площадка забирает даже крупные суммы, продавцы знают немало.
— У одной моей знакомой сняли 500 тысяч рублей внезапно, — рассказывает Мария. — Она спросила почему, и ей ответили, мол, четыре года назад вам переплатили эту сумму. Конечно, доказать ничего не вышло, площадка взяла свое. Потому мы и переживаем, что будет с нашими деньгами. Пока что неясно, получим ли хоть что-нибудь.
Корреспондент MSK1.RU направила запрос в пресс-службу Wildberries, чтобы узнать о сроках выплаты компенсаций и о возможных способах решения конфликтов, если продавцы будут не согласны с суммой возмещенных средств:
— С 15 января Wildberries начала частичную выплату компенсации продавцам, чьи товары пострадали на складе в Шушарах, — сообщили представители маркетплейса. — Компенсация уже зачислена селлерам на баланс. Сумма выплаты — не окончательная и еще будет уточняться. Средства будут доступны к выводу с 12 февраля. Планируется, что финальный размер компенсации для каждого селлера будет рассчитан до конца февраля.
Также в пресс-службе отметили, что продавцам не нужно подавать дополнительные документы, чтобы получить деньги. Расчеты выполняются на основе информации в электронной системе учета Wildlberries.
— Мы сообщим продавцам, как только посчитаем итоговую сумму компенсации, а в случае дополнительных вопросов рассмотрим каждый случай индивидуально, — добавили в компании.
Читайте и о том, в каких условиях работают сотрудники гигантского склада Wildberries в Коледино: вместо заработка они лишь остаются должными компании. Мы также публиковали истории россиян, чьи кошельки опустели из-за ошибки Wildberries.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».