Для многих космос — это далекое, неизведанное и непостижимое пространство. Бытует мнение, что в России развитие космической отрасли — привилегия государства. Но уже сегодня частные космические компании решают серьезные задачи, дополняя государственные космические программы.
Корреспондент MSK1.RU пообщался с экспертами компании SR Space и узнал, как работает частная космонавтика, чем занимаются сотрудники организации и какие инновационные разработки есть в их арсенале.
SR Space ― частный аэрокосмический холдинг, включающий в себя компании, специализирующиеся на работе с большими данными, создании и выведении на орбиту собственных ракет-носителей, производстве дронов, малых космических аппаратов и спутниковых группировок.
В 2020 году компанию основал предприниматель Олег Мансуров, уже имевший опыт в IT-сфере. Идея запустить стартап в космической нише пришла потому, что он разглядел в развивающейся отрасли огромный потенциал для производства новых товаров и услуг.
— Это мое собственное увлечение и тех людей, которые создают и работают вместе со мной. Всё это стало неким симбиозом, который послужил основой для создания этого бизнеса, — делится Олег Мансуров
Путь организации начался с пары зон в коворкинге, а спустя полгода коллектив перебрался в офис к инвестору, где всему составу выделили места в опен-спейсе. В начале 2024 года компанию перевезли в просторный офис в Лужниках, недалеко от стадиона. Тут отдельное здание 5000 квадратных метров, его планируют полностью заполнить к концу года.
Компания развивает параллельно четыре основных направления: конструирование ракет-носителей, производство малых космических аппаратов, создание БПЛА и анализ космических данных. Такое многообразие деятельности Олег объясняет следующим:
— Всё крутится вокруг работы с данными, их генерацией, передачей и созданием сервисов и услуг на основе этих данных. Для того, чтобы это делать максимально эффективно и создавать сложные продукты с высокой маржинальностью, необходимы разные направления или элементы этой технологической цепочки.
За время существования организации ей помогали развиваться и приносили доход самые разные проекты. Дроны — наиболее востребованное направление на сегодняшний день. В прошлом году в приоритете были ракеты, а в 2022-м — работа с данными.
— Это как стул с несколькими ножками, которые поддерживают в разный период в целом ту задумку и группу компаний, которую мы создаем, — поясняет Мансуров.
«Космический маркетплейс»
Получением и анализом больших данных занимается дочерняя компания космического холдинга. Ее директор Игорь Кожелин рассказал, в чем заключается работа этой отрасли:
— Несмотря на то, что мы про космос, мы создаем сервисы, которыми может воспользоваться любой пользователь. Если говорить простым языком, то это маркетплейс по заказу космических снимков. Вы можете зайти на нашу платформу, выбрать нужную вам территорию, дату и заказать космический снимок, точно так же, как в известных сервисах, которыми вы пользуетесь ежедневно.
Для обработки таких снимков используются специальные модели искусственного интеллекта. Таким образом, помимо снимка заказчик может получить готовые аналитические отчеты и заключения. Это, оказывается, крайне актуально в совершенно разных сферах.
— Сегодня основными клиентами космической отрасли являются органы власти, регионы, муниципалитеты, различные крупные коммерческие компании. Им как раз нужны не сами космические снимки, а финальное аналитическое заключение о том, что происходит: законно или незаконно используется земля, была ли вырубка леса, что произошло с кораблем, самолетом во время перелета и так далее. Глобально это называется дистанционное зондирование земли, — поделился Игорь Кожелин.
Сейчас современные технологии шагнули действительно далеко, поэтому можно получить снимки в самые кратчайшие сроки и узнать, что происходит в той или иной местности.
— Накоплено уже огромное количество данных. Мы можем видеть, условно, что происходило с миром до того, как началось землетрясение, наводнение, как дальше распространились пожары. Используя эти данные, искусственный интеллект может прогнозировать, анализировать, вычленять важную информацию, — поделился эксперт.
При желании и простые обыватели пользуются космическими снимками. Любой человек, владеющий землей в нескольких тысячах километров от дома, может посмотреть, что там происходит, всё ли в порядке.
Расценка космического снимка зависит от разрешения, погодных условий и разновидности съемки. На сегодняшний день один квадратный километр стоит от 20 до 2500 рублей. При этом минимально можно заказать снимок от 25 квадратных километров.
Сотрудничество с «Роскосмосом» и государственными органами
Компания тесно взаимодействует с различными министерствами, регулирующими органами, налоговой инспекцией и службой безопасности. К примеру, «Роскосмос» для предприятия, в первую очередь, регулятор космической сферы, часть бизнеса попадает под ведение именно этой структуры. Некоторая деятельность регулируется Росавиацией и Минцифры России.
— Что касается «Роскосмоса», у него есть большая производственная и испытательная база. Здесь, конечно, «Роскосмос» для нас является очень хорошим подрядчиком, с одной стороны. С другой стороны, по мере нашего роста, я надеюсь, он сможет стать и заказчиком на наши пусковые услуги, космические аппараты, время покажет, — выразил надежды Олег Мансуров.
«Когда вы занимаетесь такого рода бизнесом, как наш, вы не можете его делать в вакууме»
Во время пандемии и СВО
В отличие от многих других предпринимателей, Олег Мансуров уверен, что возникшие кризисные периоды отразились на деятельности его бизнеса скорее положительно, потому что ушли основные конкуренты и появилась востребованность в продуктах отечественных производителей:
— Как говорят, для кого-то кризис, для кого-то точка роста. Те решения, которые мы предлагаем, многие российские компании закупали или пытались закупать за рубежом. У них такой возможности в данный момент нет. По крайней мере, делать это быстро и дешево. В 2022 году организацию спасло то, что она стала одним из немногих поставщиков данных, которые работают на российском рынке.
— Мы работаем и с банками, и с горнодобывающими компаниями, с нефтегазовыми, промышленными группами. То есть перечень наших заказчиков довольно большой. И это представители абсолютно земных отраслей или профессий, — объяснил Олег Мансуров.
Космос и NFT
В рамках миссии NEBO 25 компания провела испытания геофизической ракеты и выпустила собственную коллекцию NFT (вид невзаимозаменяемых и уникальных токенов), которые покупали все желающие.
— Для нас NFT — один из методов пиара. У нас была коллаборация с диджитал художником Никитой Реплянским, который разрисовывал нашу геофизическую ракету. Мы работаем и с разными дизайнерскими студиями, учебными заведениями, в том числе по дизайну наших шевронов, по различным выставкам, произведениям искусства.
— Космос — это то, что касается большинства людей. Кто-то интересуется им с детства, кто-то связан с точки зрения своей профессии, кто-то мечтает о космосе, а кто-то хочет полететь, — рассказал Олег Мансуров.
Команда убеждена, что космическая сфера для человечества — это новый горизонт развития, и наше будущее наверняка связано с освоением занебесных территорий.
Ранее мы публиковали фотографии тягача, который сделали в Перми для космодрома Байконур. Почитайте еще трагичную историю жизни астронавта Лизы Новак. Также мы рассказывали, почему потерпела крушение космическая станция «Луна-25» — один из самых амбициозных проектов России по освоению космоса за последние годы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».