В 2024 году продолжают расти цены на продукты: даже Минсельхоз в своем докладе прогнозирует снижение производства зерна и овощей, что существенно влияет на стоимость товаров. Тут на помощь приходят магазины-дискаунтеры (или, по-народному, «нищемаркеты»). Бизнесмены уверяют, что в их дискаунтерах цены значительно ниже, чем в стандартных продуктовых лавках. При этом качество — такое же.
Год назад ПАО «Магнит» открыло один из таких магазинов почти в самом центре Москвы — недалеко от станции метро «Семеновская» в районе Соколиный горы. MSK1.RU продолжает серию репортажей из «нищемаркетов»: мы сходили в этот магазин под оптимистичным названием «Первый выбор» и выяснили, сколько там стоят гречка, макароны и яйца.
«Это магазин или склад?»
Найти магазин «Первый выбор» несложно: он находится в потрепанном советском доме высотой в 25 этажей, который видно издалека. А в просторное помещение на первом этаже, украшенное серо-красно-зеленой вывеской, постоянно стекаются люди с авоськами.
Что ж, мы решили проследовать за ними и узнать, что так привлекает людей в этом невзрачном здании. Кстати, на входе в «Первый выбор» — уже другие цвета: зеленый и оранжевый. А рядом находится советское мозаичное панно «Женщины и мода» — когда-то давно здесь торговали одеждой от знаменитой фабрики «Женская мода».
Однако с тех пор многое поменялось, и в последние 20 лет здесь торгуют исключительно продуктами. До открытия магазина «Первый выбор» в мае прошлого года в помещении находились супермаркеты «Лента», «Ярче» и прочие универсамы.
Попав в магазин, мы сначала не поняли, где находятся продукты: на входе встречают пункт выдачи заказов, табачный киоск и шаурмичная. Однако если отойти чуть в сторону и следовать за толпой, вы окажетесь в торговом зале.
Внутри всё довольно непрезентабельно: магазин больше похож на склад. Кругом коробки, пакеты и паллеты — всё совсем не так, как в привычном магазине у дома. В пресс-службе «Магнита» необычный интерьер магазина «Первый выбор» объяснили следующим образом.
— Паллетная и коробочная выкладка товаров, которая используется в «жестких» дискаунтерах В1, позволяет сотрудникам тратить существенно меньше времени и сил на расстановку товаров на полках. Так товары быстрее появляются на полках, а сеть может экономить на затратах на персонал, поскольку в торговом зале требуется меньше сотрудников, чем в магазинах со стандартной выкладкой. Эту экономию сеть транслирует в снижение цен для покупателей, — рассказали нам в «Магните».
Правда, иногда экономия приводит к казусам: итак, детские игрушки здесь стоят на витрине в коробке из-под водки. А место директора магазина находится у всех на виду: прямо у витрины, выходящей на улицу. Кстати, представители «Магнита» отреагировали и на нетипичную упаковку для пластмассовых подсолнухов.
— Конечно, мы не застрахованы от ошибок — они случаются везде, где есть человеческий фактор. Мы стремимся обеспечить высокий уровень сервиса и готовы оперативно исправлять ошибки, — ответили в пресс-службе «Магнита» в ответ на запрос MSK1.RU
Внимание корреспондента привлекла необычная девушка в халате и тапках на босу ногу. Арина рассказала, что живет прямо в этом доме и регулярно ходит сюда за продуктами. А на вопрос корреспондента «Это магазин или склад?» она, смеясь, ответила следующее.
— Зато тут дешево. Много моих соседей ходит сюда: это недорогой магазин, а на остальное — плевать, — объяснила Арина.
А что по ценам?
Несмотря на то, что в «Первом выборе» продаются цветы, восковые свечи и детские игрушки, это все-таки продуктовый магазин, и люди идут сюда первым делом за едой. Правда, ассортимент здесь небольшой — привет экономии, заложенной в концепцию «жесткого» дискаунтера. Тут продаются лишь один-два вида самого необходимого: гречки, картошки, масла и мяса.
При этом, в отличие от дискаунтера «Моя цена», продукты под фирменным брендом «Магнита» тут не продаются: взамен тут предлагают товары от других производителей. Например, литровые бутылки подсолнечного масла из Саратовской области за 76 рублей, которое не увидишь в других сетевых магазинах.
В пресс-службе «Магнита» объяснили, что в «Первом выборе» активно развиваются собственные торговые марки (СТМ), которые используют, чтобы подчеркнуть уникальность места.
— Первые СТМ появились в «Первом выборе» в декабре 2023 года: это бренды «Милквилл» для молочных продуктов, «Пушинка» для бумажных гигиенических изделий и Salix для средств бытовой химии. В ближайшее время сеть запустит новые СТМ в других категориях, и в перспективе собственные марки займут значимую долю в ассортименте «жестких» дискаунтеров: планируется, что в 2026 году доля частных марок достигнет 50%, — поделились представители торговой сети.
А вот цены на яйца и хлеб здесь примерно такие же, как в других магазинах: 25 рублей за батон белого и 99 рублей за десяток яиц. Для сравнения: в соседней «Пятерочке» хлеб можно найти и за 17 рублей, а яйца — за 89 рублей. Правда, стоит оговориться, что в «Первом выборе» действует скидка на выпечку, если оформить специальную карту.
Дальше — больше. 800 граммов гречки в полиэтиленовом пакете здесь можно купить за 35 рублей. Килограмм картошки в сетке — 20 рублей. А вот дешевых «бич-пакетов» за 8 рублей в «Первом выборе» нет — минимальная цена на лапшу быстрого приготовления начинается от 17 рублей.
Чуть поодаль от главного торгового зала находится вход в отдел мяса, рыбы и молочных продуктов. Тут весьма холодно: по сути, это просто большой холодильник.
Внутри — довольно скудный ассортимент из дешевого фарша, сырков и сала, на который изредка садятся летающие здесь мухи. При этом на полках пустота: оценить свиной фарш за 130 рублей у нас так и не получилось. Из рыбы же мы нашли только закуску под пиво.
Ругань за кассой и улыбающийся продавец
Направляясь к выходу, мы заметили товар, весьма необычный для «нищемаркета» — вермут Martini Bianco. Он стоял прямо на кассе, в нетипичной для гламурного напитка картонной коробке. Однако подобраться к нему поближе не получилось: под конец рабочих будней у кассы собралась толпа.
Очередь проходила весьма медленно: работала всего одна касса, а второй кассир пошел разгружать товар. Вскоре нетерпеливые покупатели скатились в традиционную и давно забытую ругань по поводу места в очереди. При этом в «Первом выборе» есть кассы самообслуживания — непонятно, почему люди пошли оплачивать продукты «по старинке».
Наблюдения корреспондента MSK1.RU прервал один из сотрудников зала.
— Что-то поздно вы сегодня с проверкой, — сказал Асламбек (имя изменено), спутавший нашего журналиста с проверяющим.
— Так я не ревизор! Я просто на цены смотрю, — ответил ему корреспондент.
— Такие тоже к нам ходят. Со всех магазинов сюда идут на цены смотреть, — улыбнувшись, ответил Асламбек и пошел помогать своему коллеге на склад.
В чем-то сотрудник магазина прав: мы регулярно смотрим на цены в «нищемаркетах» Москвы. Например, в «Чижике» и «Светофоре». Также мы ходили в гости в магазин «Еще», расположенный в самом центре столицы. А ради контраста мы однажды посетили премиальную «Азбуку Вкуса» и попытались купить там мандариновых корок за 1000 рублей.