Летом 2009 года в Красноярске открылся первый магазин низких цен под брендом «Светофор». Несмотря на слегка обидное прозвище «нищемаркет», магазин вскоре завоевал популярность в народе — цены на 10–20% ниже рыночных говорили сами за себя.
15 лет спустя империя «Светофора» распростерлась от Владивостока до Калининграда. А сооснователь сети красноярский бизнесмен Сергей Шнайдер, по итогам 2023 года, стал долларовым миллиардером.
Помимо «Светофоров», холдингу Шнайдера и его семьи «Светофор Групп» принадлежит еще один жесткий дискаунтер — гипермаркет низких цен «Маяк». Корреспондент MSK1.RU направился в один из таких магазинов, расположенных в Москве. О, том, что продают в «Маяке» и почему там такие низкие цены — читайте в нашем материале.
На месте легендарного «Черкизона»
Всего в московском регионе находится 14 магазинов под брендом «Маяк» — 6 в Москве и 8 — в Подмосковье. В основном гипермаркеты низких цен находятся за МКАД. Исключением является «Маяк», который находится в подвале ТЦ «Новочеркизовский», построенного в 2010 году рядом с территорией легендарного черкизовского рынка (в простонародье — «Черкизон»). В нулевые там торговали дешевой одеждой из Китая.
Кстати, совладельцы ТЦ «Новочеркизовский», сириец Кассадо Алаа и израильтянин Низами Юсубов, раньше через кипрский офшор «Байолинк Трейдинг Лимитед» владели «Физкультурно-оздоровительным предприятием Измайлово». В свою очередь земли этого предприятия находились на территории Черкизовского рынка. В 2017–2018 годах против Кассадо Алаа и Низами Юсубова возбудили уголовное дело за создание преступного сообщества и организацию нелегальной миграции.
Сам ТЦ находится в довольно неуютном месте: у станции метро «Черкизовская», между МЦК, Щелковским шоссе и Северо-Восточной хордой.
Тем не менее я довольно быстро разобрался и нашел вход в ТЦ, проследовал за неутихающим потоком посетителей.
Внутри ТЦ оказался не таким уж и нарядным, как снаружи. Обстановка скорее напоминает тот самый старый-добрый «Черкизон» — сплошные магазины шуб и дешевой женской одежды, которую выставили как на базаре. Есть и тематическое кафе.
В основном продавцы шуб скучают: почему-то в выходной летний день покупка шуб мало кого интересует. Единственное развлечение: постоянно подсказывать покупателям, где находится тот самый «дешевый продуктовый». Между тем найти его действительно не так уж и просто: он находится на -1 этаже и, чтобы туда попасть, надо пройти вереницу лестниц. Эскалатор здесь один и работает только на подъем.
«Будете писать про то, как мы всех травим?»
Наконец я добрался до входа в сам гипермаркет. Сразу же, не отходя от кассы, можно увидеть объявление по набору новых сотрудников. Высоки ли предлагаемые зарплаты — судите сами.
Сам магазин не просто похож на склад: он и является складом со всеми присущими атрибутами, начиная от жесткого пола, заканчивая палетами и открытыми вентиляционными трубами. Общая же площадь магазина — около 2500 квадратных метров.
Больше всего поражает алкогольный ряд — здесь он простирается на добрую сотню метров. Ассортимент также не похож на то, что мы привыкли видеть в магазинах. Помимо водки «Путинка» за 293 рубля, здесь можно найти экзотику: например, узбекский коньяк «Беш Кудук».
В этом отделе также много и напитков, пародирующих известные алкогольные бренды. Например, белорусский ликер Herald Meister, чья бутылка очень похожа на легендарный немецкий ликер Jägermeister. При этом элитного алкоголя здесь нет от слова совсем.
Мои размышления об алкоголе прервал человек, представившийся сотрудником службы безопасности. По всей видимости, его подослал охранник, заметивший, как я фотографирую палеты с товарами. Держа в голове уголовные дела владельцев ТЦ «Новочеркизовский», я уж было напрягся. Однако диалог неожиданно сложился в очень даже позитивном ключе.
— Зачем фотографируете? Будете писать про то, как мы всех травим? — улыбнувшись, сказал неизвестный мужчина.
После моих объяснений мужчина разрешил мне дальше продолжать делать свою работу. А в заключение он похвалил гипермаркет «Маяк».
— Прошу заметить, наш магазин позволяет пенсионерам и малоимущим нормально закупаться. Видите, какая обстановка сейчас с ценами? Зайдешь в другой магазин, а там цены такие, что остается только облизываться. А наш магазин — совершенно иного плана. Не облизываться, а насытиться! — подытожил неизвестный.
Мешки с едой и говяжья тушенка из куриной кожи
Решив проверить правдивость утверждений вежливого «сотрудника службы безопасности», я пошел дальше по продуктовым рядам. Чуть не столкнувшись с группой кубинцев, я добрался до так называемого «холодильника» — отдела мяса, рыбы и молочных продуктов.
Кстати, в выходной день народу здесь прилично. При этом почти никто не ходит в «Маяк» просто за хлебом — у всех посетителей я увидел забитые под завязку тележки с продуктами.
Помещение полностью оправдало свое название: несмотря на 30-градусную жару за окном, внутри тело невольно начинает дрожать. А мощность двух вентиляторов настолько большая, что ценники просто сдуваются потоком воздуха.
Здесь действительно дешевое молоко: «полторашка» стоит всего 95 рублей. Сливочное масло — 48 рублей.
Как и в случае с алкоголем, почти все производители — малоизвестные. Это помогает магазину экономить и держать цены на низком уровне — продукция именитых брендов стоит значительно дороже. Также в экономии помогает отсутствие интерьера и сокращенное количество сотрудников. По сути, «Маяк» — это та же самая продуктовая база. С одним маленьким отличием: товары здесь продают только в розницу.
К примеру, в «Маяке» на Черкизовской я не заметил ни одного консультанта в зале. На кассе же работала одна - женщина. Всё по канонам «жесткого дискаунтера», к которому относится и «Маяк», и его старший брат «Светофор».
Особо дешевых сыров в этом отделе нет. Зато внимание привлекло мясо: куриные голени по 279 рублей за килограмм. Их можно брать даже на развес — одна ножка обойдется в среднем около 70 рублей.
Также «Маяк» — один из немногих магазинов, где цены на красную и черную икру одинаковы: 116 рублей за банку. Правда, стоит учесть, что это имитированная икра. Настоящей, увы, здесь я так и не нашел.
За пределами «холодильника» тоже можно найти мясо. Цены на тушенку из свинины здесь начинаются от 59 рублей. Говяжья тушенка чуть подороже: 85 рублей. Однако состав говяжьей тушенки несколько удивил: она на бо́льшую часть состоит из мяса кур механической обвалки, то есть из остатков куриного филе, кожи, жира и соединительных тканей. И лишь только потом в составе идет говядина.
Еще одна черта гипермаркета низких цен — огромная тара для продуктов. В целях экономии, жидкое мыло тут продают в пятилитровых баклажках. Макароны — в мешках по 5 килограммов. Даже кофе «3-в-1» здесь продают не на кассе, а в мешках по 50 пакетиков.
Цены на гречку и подсолнечное масло в «Маяке» близки к низу рынка: 44 рубля за пачку весом 800 граммов и 89 рублей за бутылку 800 миллилитров. При этом некоторых популярных продуктов здесь просто нет: например, батона хлеба или кочана капусты. По всей видимости, упор идет на не скоропортящиеся товары.
Моя прогулка по магазину закончилась около вешалок с женской одеждой. Стоит она здесь примерно столько же, сколько и на верхних этажах ТЦ «Новочеркизовский»: около 300 рублей за футболку, около 900 рублей — за «костюм».
На прощание другой охранник что-то нечленораздельно сказал про запрет съемки в магазине. Однако это уже слабо меня волновало: впереди лежал путь в другие знаковые торговые точки нашей столицы.
Мы регулярно смотрим на цены в «нищемаркетах» Москвы. Например, в «Чижике» и «Светофоре». Также мы ходили в гости в магазин «Еще», расположенный в самом центре столицы. А ради контраста мы однажды посетили премиальную «Азбуку Вкуса» и попытались купить там мандариновых корок за 1000 рублей.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».