Недавние исследования показывают, что 21% россиян не видят возможности карьерного и профессионального роста на текущем месте работы, а 51% не удовлетворены уровнем дохода. Почему так много людей остаются на работе, которая их не устраивает?
Бизнес-психолог рассказала MSK1.RU, в чем главные проблемы и сотрудников, и работодателей и как решить этот известный вопрос. Далее от первого лица.
Основная проблема — смирение
Очень часто это связано с тем, что человек мирится с текущей ситуацией, имея убеждение, что на большее рассчитывать нет смысла. Он верит, что у него нет способностей или что все карьерные возможности уже распределены среди «своих». Здесь стоит поработать над самооценкой, самоценностью и базовым доверием к миру. Именно эти вещи мешают специалистам полностью раскрыть свои таланты на работе, реализоваться в полной мере.
Например, человек может верить, что он не справится на более высокой должности или что никто не заплатит ему больше за его текущие компетенции. Эти убеждения действуют как шоры, закрывающие нам глаза на возможности карьерного роста и повышения дохода.
Страх неизвестности и страх ошибок
Когда человек получает более высокую должность, у него вырастает и уровень ответственности. Если психологически сотрудник к этому не готов, то его парализует страх ошибки: что-то недосмотреть, не сделать. И здесь же вылезает страх наказания: «получить по шапке», опозориться, попасть на крупный штраф или быть уволенным.
Что и говорить, на многих сама мысль о том, чтобы поговорить с начальником о продвижении по карьерной лестнице, наводит ужас.
Мозг воспринимает всё новое как потенциальную опасность, так мы устроены. На физиологическом уровне надпочечники выбрасывают в кровь гормон кортизол, из-за этого у нас учащается сердцебиение, поднимается давление, уровень сахара в крови, напрягаются мышцы. Даже на уровне тела мы испытываем дискомфорт. Что уж говорить про психику.
Поэтому нам проще отказаться от мыслей о карьерном росте или смене работы, оставаясь в привычных условиях, которые нас не устраивают, но к которым мы привыкли. Мы готовы жаловаться на эти условия, но предпочитаем их, потому что не знаем, что нас ждет. Ведь не факт, что на новом месте работы будет лучше.
Многие боятся искать новую работу, потому что опасаются, что их текущий работодатель узнает об этом и уволит.
В голове такого человека крутятся мысли: «Да, я получаю 30 000 в месяц, но зато я знаю свою работу, и я знаю, что каждого 5-го числа мне придет зарплата. А что там на новой работе или должности — неизвестно. А вдруг я сейчас сменю работу, а через месяц меня вообще уволят, и я совсем без денег останусь. Нет уж, не буду дергаться».
То есть человек выбирает мнимую стабильность и безопасность вместо роста и достойной оплаты труда.
Если рассматривать с точки зрения ролевой модели, то это позиция ребенка, а не взрослого. Взрослые берут ответственность за свою жизнь и ее качество. Ребенок же перекладывает ответственность на кого-то: работодателя, государство, кризис и так далее. Вместо того, чтобы убрать блоки из своей головы и пойти реализовываться. Да, это страшно. Но никто и не говорит, что будет легко. Только достигнув психологической зрелости и взяв ответственность за свою жизнь, можно найти настоящие возможности для роста и успеха.
Портрет работодателя
В современном бизнесе успех предприятия во многом зависит от подхода предпринимателя к управлению своей командой. Предприниматель, который стремится к карьерному и профессиональному росту своих сотрудников, должен быть стратегом и визионером.
Во-первых, такой предприниматель понимает, что каждый сотрудник — это не просто ресурс для выполнения задач, а важный участник, способствующий росту бизнеса. Стратегический подход заключается в том, чтобы видеть в каждом сотруднике потенциал для развития и вклада в общее дело.
Важно не только «покупать руки и время» сотрудников, но и создавать команду мечты, где каждый замотивирован не только деньгами, но и успехом компании.
Когда сотрудники видят, что их вклад ценен и что они действительно способствуют развитию бизнеса, они начинают работать с большим энтузиазмом и инициативой. Это приводит к появлению новых идей и повышению эффективности работы.
Команда, где каждый замотивирован общим делом, становится сильнее и сплоченнее. В такой среде даже те, кто склонен к прокрастинации, подтягиваются за более активными коллегами. Это создает эффект «ведра с правильными крабами» — когда члены команды помогают друг другу и стремятся к общему успеху.
А что сотрудники?
Многие сотрудники сталкиваются с тем, что им обещают одно на этапе собеседования, а реальность оказывается совсем другой. Обещания о карьерном росте, повышении зарплаты или условиях труда часто остаются лишь словами. Работники боятся говорить о своих проблемах, опасаясь потерять работу или испортить отношения (быть неправильно понятыми). Работодатели же в свою очередь часто заняты текущими делами и не уделяют внимания обратной связи от сотрудников.
Для того чтобы избежать этих проблем, необходимо наладить прозрачные и открытые отношения. Во-первых, все договоренности должны быть четко прописаны на бумаге: в договоре или регламенте. Например, если на испытательный срок отведено три недели, то именно этот период должен быть прописан. А также должны быть четко указаны задачи на этот период и критерии их качественного выполнения. То есть не «поработай, а мы посмотрим, продолжать с тобой сотрудничество или нет», а совершенно понятная оценка эффективности и контроль исполнения.
Это позволяет сотруднику понимать, что от него ожидают, а работодателю — давать и получать качественную обратную связь и вовремя корректировать курс.
И если в документации прописано одно, а на деле требуют другого, нужно обязательно идти и разговаривать, как бы тяжело и тревожно ни было. Ситуация сама по себе не изменится.
Если сотруднику сложно найти момент, чтобы поговорить с руководителем, важно попытаться всё же донести свои мысли через мессенджеры, электронную почту или на собрании. Если же и это не помогает, стоит задуматься о целесообразности продолжения работы в такой компании. Потому что это сразу становится история не про счастливую работу и команду мечты. Это будет игра в одни ворота: когда спускают какие-то задачи, а ты, как робот, должен их выполнять.
Это прямой путь к выгоранию. Работник должен чувствовать себя услышанным и важным, иначе его мотивация и производительность неизбежно снизятся.
Сейчас же, согласно статистике, многие сотрудники поступают наоборот. Их логика такая: «Мне нужны деньги, терять работу я не могу себе позволить, буду делать ровно то, что сказано в договоре, раз меня не хотят услышать». В результате работа сделана абы как, лишь бы побыстрее исполнить и сбежать домой.
Это плохо для всех: и для компании, и для самого сотрудника. Когда сотрудники работают механически, выполняя только минимальные требования, без интереса и вовлеченности, они выгорают. «Я не понимаю, зачем я это делаю», «я делаю, что мне сказали, но точно знаю, что это неправильно» — частые истории, которые приносят на психотерапию. В результате сотрудники становятся недовольны и самой работой, и уровнем дохода.
Какие «звонки» нельзя игнорировать
Прозрачность договора и регламентов
Во-первых, следует обратить внимание на прозрачность договора и четкость регламентов. Важно, чтобы все условия, включая испытательный срок, задачи и критерии их выполнения, были четко прописаны. Если задачи ставятся в авральном режиме без четких инструкций, это может указывать на постоянные стрессовые условия работы.
Связь с руководством
Доступность общения с непосредственным руководителем или вышестоящим начальством играет большую роль. Важно понимать, насколько легко и возможно донести свою обратную связь и получить ответы на вопросы. Если коммуникация затруднена, будет расти недопонимание и недовольство.
Интерес к работе
Работа должна вызывать интерес, любовь к своему делу. Если вы выбираете работу исключительно из-за денег, надеясь, что со временем она «слюбится», этого не произойдет. Каждый день на нелюбимой работе превращается в каторгу, а это приводит к снижению мотивации и выгоранию. Никакого карьерного роста тоже не захочется. Наоборот, будет хотеться сбежать. Работа — это деятельность, которую придется выполнять каждый день. Очень важно, чтобы она нравилась. Иначе даже высокая зарплата будет не в радость.
Ценности и миссия компании
Обратите внимание на ценности и миссию компании. Если они не соответствуют вашим личным убеждениям, это может вызвать внутренний конфликт и постоянное напряжение. Важно, чтобы вам нравилось то, чем занимается компания, и вы чувствовали себя частью коллектива.
Свобода творчества и инициативность
Идеально, если на рабочем месте поощряются инициативы и новые идеи. Это повышает мотивацию и позволяет чувствовать себя реализованным. К тому же это привносит разнообразие в рутину и позволяет поддерживать интерес к более скучным обязанностям. Человек, который видит, что его идеи и инициативы ценятся, будет стремиться к развитию и вкладываться в общее дело. Работа должна быть местом для реализации не только потребностей, но и ценностей.
Интересные и посильные задачи
Задачи должны быть интересными и достаточно сложными, чтобы включать креативное мышление. Если задачи слишком простые или, наоборот, чересчур сложные, это может демотивировать. Нам важно чувствовать себя победителем. Это происходит, когда мы справляемся с трудностями. И важно получать положительную обратную связь от руководства: будь то простая похвала или прибавка к зарплате. Именно в таких условиях хочется расти и вписывать свое имя в общую большую историю.
Обратная связь
Наличие регулярной обратной связи от работодателя или вышестоящих руководителей очень важна. Это мотивирует сильнее, чем финансовое вознаграждение, так как удовлетворяет внутренние потребности каждого человека в значимости и признании. Мы работаем лучше и с большей отдачей, когда чувствуем свою важность и нужность.
Вместо вывода
При выборе работы важно учитывать не только зарплату, но и условия труда, ценности компании и возможности для личного роста. Если работа неинтересная и ценности компании не подходят, это приведет к выгоранию и депрессии. Не игнорируйте сигналы недовольства и не бойтесь говорить о своих проблемах. Прозрачные отношения и открытая коммуникация с руководством помогут создать здоровую и мотивирующую рабочую атмосферу, которая выгодна обеим сторонам.
Какие «звонки» от сотрудников замечает работодатель
В свое время я была директором одного из филиалов медицинского центра и принимала на работу врачей. На собеседовании всегда спрашивала их про миссию, потому что мне принципиально важно услышать, что за человек будет работать у меня в команде. Что кроме денег важно для человека. Его большая цель. Ради чего большего он хочет работать. Я набирала сплоченную команду, и в ней не было место сотрудникам, которые хотят делать работу «для галочки». И это не история про переработки и работу «за еду». Это вопрос качества выполнения работы, вовлеченности в задачу, желания достигать результатов.
Не менее важно, когда сотрудник понимает, что от него хочет руководитель. Очень сложно работать и договариваться с человеком, который находится на другой волне: когда спускаешь задачу, ее выполняют, но совершенно не тем образом.
Конечно, можно находить к каждому сотруднику индивидуальный подход, но если речь идет о достаточно большом штате, то здесь проще сразу находить сотрудников, с которыми мы будем друг друга понимать с полуслова. Это будет более эффективно и быстрее давать результат.
Еще один важный аспект — соблюдение сроков выполнения задач. Срывы дедлайнов на начальном этапе — сигнал, что человек так будет делать всегда. И здесь важно принять решение, что важнее сейчас для бизнеса: соблюдение сроков или конкретно взятый специалист.
Вообще, я бы рекомендовала на этапе подбора персонала проходить некоторую психологическую распаковку, которая будет показывать сильные и слабые стороны личности. Этим мог бы заниматься психолог как штатный, так и на аутсорсе. Ведь бывает часто, что человек приходит на определенную должность, например в IT-отдел, но у него проблемы с дедлайнами. Но при этом крутые скиллы по коммуникациям. Есть смысл не отказываться от такого человека, а подобрать должность, на которой он раскроется в полной мере и будет приносить гигантскую выгоду компании. Например, в отделе подписания договоров или проектным менеджером.
Серьезный звоночек — безынициативные работники. Люди, которые не видят, как, выполняя свою работу, они могут улучшить работу всего предприятия. Если спросить одного сотрудника клининга, он ответит, что никак, ведь он всего лишь убирает помещения. А если спросить другого, то он ответит: «Когда вы работаете в чистом помещении, у вас совершенно другой настрой. Всё сияет, приятный запах. От этого у вас повышается настроение». То есть человек видит себя частью этой большой машины и видит свою деятельность необходимой, важной и нужной. И он будет заинтересован, чтобы у каждого из нас был результат.
Еще бы выделила такой красный флажочек, как неумение брать ответственность. Когда сотрудник в том, что у него что-то не получается, ищет виноватых. Хотя сам при этом работает спустя рукава, ожидая, что кто-то «взрослый» скажет, как правильно, и исправит ситуацию, если что-то пойдет не так. Мне важно работать с психологически взрослыми людьми, которые понимают свою ответственность за результат и последствия принятых решений.
Когда работодатель строит бизнес в формате общего дела, он создает мотивированную и сплоченную команду. Сотрудники, которые видят себя частью большой команды, испытывают внутреннее удовлетворение и счастье от своей работы. Это помогает избежать выгорания, повысить производительность труда и достичь высоких результатов. Важно строить прозрачные и честные отношения, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя важной частью команды и стремился к общему успеху.
Согласны с автором?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».