Бизнес Убытки в 400 миллионов и объединение с Ростехом. Что известно о компании, которая не поставляет «Аэрофлоту» обещанные самолеты

Убытки в 400 миллионов и объединение с Ростехом. Что известно о компании, которая не поставляет «Аэрофлоту» обещанные самолеты

Авиакомпания подала иск в суд к производителю

Рассказываем, что известно о компании-производителе самолетов «Яковлев»

После начала спецоперации многие зарубежные поставщики прекратили сотрудничество с РФ. И отечественным производителям пришлось в экстренном темпе наращивать собственное производство. Но пока наладить его так и не удалось - сроки то и дело переносят, а недавно крупнейшая авиакомпания России «Аэрофлот» подала иск в суд к одному из производителей отечественных самолетов ПАО «Яковлев», с которым у компании заключен контракт на поставку новых лайнеров.

Что случилось?

На днях крупнейшая в России авиакомпания «Аэрофлот» подала иск в суд к производителю отечественных самолетов ПАО «Яковлев». Подробности узнать пока не удалось — документ находится на рассмотрении, — но известно, что компанию связывают крупные контракты. Дело в том, что в 2022 году они подписали договор, согласно которому «Объединенная авиационная компания» должна построить и поставить 339 самолетов. Среди них 210 МС-21 и 40 Ту-214, а также 89 региональных SJ-100. Это импортозамещенные версии Airbus A320, Boeing-737 и Superjet 100.

Убытков на 400 миллионов рублей

ПАО «Яковлев», как сказано на их сайте — ведущий производитель отечественных самолетов. Компания возникла в 2002 году. Тогда на базе Иркутского авиационного завода создали акционерное общество «Научно-производственная корпорация "Иркут"».

В 2006 году создали «Объединенную авиастроительную корпорацию» (ОАК), в которую вошло около 30 предприятий, в том числе и «Иркут». Из достижений за это время можно отметить несколько событий:

  • Первый полёт учебно-тренировочного самолёта Як-152 в сентябре 2016 года;

  • Презентация самолёта МС-21 (аналог зарубежного Airbus 320) в июне 2016 года.

  • Первый полет МС-21–300 в мае 2017 года.

В 2018 году ОАК, а вместе с ней и «Иркут» вошли в государственную структуру Ростех.

В 2023 году «Иркут» переименовали в «Яковлев». По словам генерального директора компании Андрея Богинского, это былом началом больших перемен, которые были призваны «сформировать систему ценностей, которые станут общими для всех: от рабочего до генерального директора». В том же году Богинский заявил, что компания может начать делать беспилотники.

В первом полугодии 2024 года ПАО «Яковлев» получило 444 миллиона рублей чистого убытка, как сообщается в отчетности компании. При этом в прошлом году у нее было 3,2 миллиарда рублей чистой прибыли.

Кроме того, в марте этого года в ОАК сообщали об изменении сроков на более поздние: поставки МС-21 и Superjet 100 перенесли на 2025 и 2026 годы А на днях в «Яковлеве» заявили, что летные испытания обновленной версии российского самолета МС-21 должны стартовать до конца 2024 года.

Обили самолет для первых лиц не той кожей

«Объединенная авиационная компания», как уже сказано, с 2018 года входит в структуру «Ростеха». ОАК объединяет крупнейшие корпорации про строительству и обслуживанию авиации.

— Для ОАК практически процентов 60, а то и больше, 70, наверное, комплектующих в самолете, делаются нашими предприятиями, — рассказывал глава «Ростеха» Сергей Чемезов еще в 2017 году. — Это и двигатели, это и авионика, это и средства радиоэлектронной борьбы, вооружения, ракеты — масса всего того, что к самолету имеет отношение. В основном ОАК только сборку осуществляет.

В том же 2018 году в ОАК произошел скандал. Силовики задержали вице-президента ОАК по авиации спецназначения Сергея Герасимова. Его обвинили в мошенничестве при заключении контрактов на отделку самолетов Специального летного отряда «Россия». Об этом сообщали «Ведомости». В июне 2023 года дело вернулось к генералу Степанову, который возглавлял расследование. Дело в том, что следствию не удалось определить сумму ущерба — предполагаемые 253 миллиона рублей не сходились с расчетами.

Примечательно, что в материалах дела, как писал «Коммерсантъ», готовые интерьеры самолетов сравнивались с дизайн-проектами. Эксперты смотрели, есть ли различия. Одним из таких различий стала кожа — вместо бычьей кожи в лайнерах для первых лиц была использована козлиная.

«"Аэрофлот" рассказал всему миру, что самолет дрянь и дерьмо»

У ОАК уже были конфликты с «Аэрофлотом». В 2019 году, вскоре после трагедии в аэропорту «Шереметьево» (самолет совершил экстренную посадку, погиб 41 человек), советник гендиректора ОАК Борис Алешин обвинил авиакомпанию в дискредитации Sukhoi Superjet 100. Об этом сообщал «Интерфакс».

— Не должно быть дискуссии в одностороннем порядке — когда случилась катастрофа, и вдруг «Аэрофлот» рассказал всему миру, что самолет дрянь и дерьмо, по-русски говоря, и во всем виноват самолет, — заявлял Алешин. — [...] Потому что расследование должно было пройти до конца. И пока этого не сделано, никто не имеет права нигде бросать обвинения, причем чуть ли не по всей международной прессе.

«Проблема импортозамещения выходит на первый уровень»

В 2021 году, как писал МК, ОАК планировал перевезти конструкционные бюро из столицы в регионы. Когда о планах узнала общественность, разразился крупный скандал — специалисты волновались, что убьет «советскую» школу авиастроения, которую нечем заменять. В итоге обсуждений с поста главы совета директоров ОАК ушел Анатолий Сердюков, а «переезд» бюро приостановили.

— Все разговоры о переезде КБ в другие города нужно исключить и прекратить. Такой глупости никто не допустит, — заявлял вице-премьер Юрий Борисов — Пусть все спокойно работают на своих местах. Сегодня нужно думать только об одном: проблема импортозамещения в условиях введенных и, может быть, еще планируемых санкций выходит на первый уровень».

Проблемы с расписанием есть не только у «Яковлева». Ранее мы писали о том, что в Казани в 2023 году не удалось собрать ни один Ту-214 из обещанных.

Тем временем планы производства отечественных лайнеров могут быть сокращены. По данным источников «Коммерсанта», представители Сбербанка и «Газпром нефти» по поручению правительства провели аудит на заводах «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК), куда входит и ПАО «Яковлев». По их оценкам, решение о выпуске почти тысячи российских самолетов к 2030 году является нерентабельным, так как у авиакомпаний нет потребности в таком количество лайнеров. Более того, нет и такой промышленной возможности.

Ранее о планах произвести в России тысячу собственных самолетов рассказывал Владимир Путин на пресс-конференции в декабре 2024 года

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Как-то она прятала перепившего ученика в шкафу»: журналист — о звонке любимому учителю
Анонимное мнение
Мнение
«Они живые, просто не могут ко мне приехать». Как спустя 20 лет живет заложница теракта в Беслане, похоронившая двоих детей
Анонимное мнение
Мнение
«Почему разводят срач в своем родном городе?»: честная колонка москвича о самокатчиках в Москве
Анонимное мнение
Мнение
«Учебник практически не открывал». Школьник рассказал о том, как год учился на дому
Анонимное мнение
Мнение
Отношение к русским, цены на жилье и тоска по дому: российский инженер перебрался в Барселону — как ему там живется?
Анонимное мнение
Рекомендуем