Взлетевшие в начале осени цены на масло и другие молочные продукты не спешат возвращаться к привычным параметрам, а эксперты сваливают всю ответственность на подорожание сырья и коммунальных услуг, а также «рост реальных доходов населения». Пытаясь внести ясность в общие формулировки чиновников мы решили отправиться на единственную в Московской области молочную ферму, которой владеет крупнейший производитель в отрасли на всю Россию и всю Европу — компания «Эконива».
Коровы и пенсионеры
Много лет назад немец Дюрр Штефан приехал в СССР в качестве студента по обмену, вдохновился советскими колхозами, а через 30 лет стал крупнейшим в России и Европе производителем молока и молочных продуктов, открыв компанию «Эконива».
Единственное в Подмосковье предприятие «Эконивы» по производству свежего молока открыли совсем недавно — в 2023 году. Мы просили организацию пустить нас на территорию животноводческого комплекса для подготовки репортажа, однако в фирме ответили отказом. Тогда мы решили записаться на экскурсию, которую «Эконива» каждый день проводит для всех желающих.
«ЭкоНива-АПК» — ведущий аграрный холдинг России. Компания является крупнейшим производителем сырого молока в России и Европе и занимает по этому показателю третье место в мире. Производственные площадки размещены в Московской, Воронежской, Калужской областях и еще восьми регионах страны. Основное направление деятельности — молочное животноводство. Вместе с этим компания занимается растениеводством, селекцией и семеноводством, племенным скотоводством, органическим производством. Является единственным производителем в России, который перешагнул рубеж в 1 000 000 тонн молока-сырья за 2023 год.
Комплекс находится недалеко от подмосковного Ступино, в 30 минутах езды. Представляет собой 15 000 гектаров земли, на которой стоят административные здания, коровники и телятники, а также огромная доильная «карусель».
Если на трассе вдруг перестанет работать навигатор, можно открыть окно автомобиля и ехать на запах навоза, который дает о себе знать уже в паре километров от предприятия.
По удивительному совпадению компанию журналистам MSK1.RU на экскурсии составила группа ступинских пенсионеров.
— А вы кто, ребят? Дояры или ветеринары? — спросила одна из пожилых женщин.
Так как в животноводстве мы понимаем примерно столько же, сколько в строении атомных подлодок, нам пришлось прикинуться обычными туристами.
Огромный автобус забрал нас с парковки и отвез на первую точку экскурсии — месту размещения молодняка. Там прямо на земле стоят десятки небольших пластиковых боксов, в которых живут телята возрастом до трех месяцев.
— Когда отел (роды у коровы. — Прим. ред.) произошел, наши ветеринары осматривают теленочка, после чего, если всё хорошо, его помещают в маленький сушильный домик, — рассказала экскурсовод. — Когда он отдохнет и высохнет, мы делаем выпойку молозивом (первое молоко коровы-матери. — Прим. ред.). Оно очень полезно как для телят, так и для человека. На стадии зачатия хрящевой ткани в месте прорастания рожек наносят специальную пасту, которая блокирует рост рогов. Чтобы они не травмировали друг друга, сотрудников и не повреждали имущество.
В пластиковых домиках малышам в качестве подстилки насыпали сено, а у забора для них есть комбикорм и вода. Еще они очень любят витаминизированный напиток, который на предприятии называют «электролит».
— В этих домиках телята живут до трех месяцев, пока их вес не достигнет 85 килограммов примерно, — констатировала экскурсовод. — Сейчас здесь живут 730 малышей. Это большое поголовье.
Всех мигрантов обрабатывают перед работой
На ушах у телят две бирки с одинаковыми надписями и номерами. Как вы думаете, почему их именно две? Для учета достаточно было бы одной, чтобы попросту не тратить пластик и не дублировать информацию.
Дело в том, что это «девчонки». У них всегда две бирки (как сережки). А у «мальчишек» одна. В одной из бирок есть микрочип, в котором куча информации — от кого родился теленок и когда, какие манипуляции с ним нужно провести и так далее. Благодаря селекционным технологиям на комплексе научились в 90% случаев выводить именно «девочек», которые дают молоко. Оставшиеся 10% «мальчиков» тоже живут на предприятии, их используют для искусственного осеменения самок.
«Мальчишки» живут на ферме, пока их не продадут. «Девочек» продают, только когда они начинают давать меньше 30 литров молока в сутки. Всего в «Ступинской „Экониве“» сейчас живет порядка 7800 голов крупного рогатого скота.
Большинство работников животноводческого комплекса — мигранты. Они занимают низшие должности в иерархии предприятия. На серьезных должностях, к примеру, ветеринара, осеменатора или коровьего психолога (и такие бывают) — работают местные жители с соответствующим образованием. Всего на предприятии трудятся порядка 250 человек. Как выяснилось, мигрантов чем-то обрабатывают перед началом работы.
— А они когда приходят с мест ночевки, они проходят какую-то обработку? — нескромно спросил один из пенсионеров.
— Конечно, у нас тут просто так не проскочишь, — отметила экскурсовод.
В завершение встречи с молодняком нам разрешили напоить телят «электролитом».
У коровы нет других забот…
Затем автобус направился к «студентам» — так их называют на предприятии. Это коровы-подростки, которые уже не дети, но еще и не взрослые животные, которые могли бы давать молоко. Они живут группами по 6–10 особей. Кормят их из-за забора — время от времени вдоль него проезжает трактор-кормораздатчик и оставляет за собой длинный след из корма.
Некоторые пожилые участницы экскурсии переживали за коров, возле клетки которых осталось мало корма, и пытались ногами смести к ним побольше пищи. И хотя экскурсовод не раз ругала их за это, материнская боль за коров, которые, возможно, недоедают, то и дело брала верх.
Следом мы посетили огромный ангар с коровниками для взрослых коров, которые уже дают молоко. На их голове члены экскурсионной группы заметили рисунки разного цвета.
— Рисунок на голове означает необходимость неких манипуляций, которые ветеринару нужно совершить с коровой, — объяснила экскурсовод. — Рисунок на спине — материнский статус (неоплодотворенная, оплодотворенная или роженица, родившая мать).
В ходе экскурсии сотрудница комплекса уверяла, что экскременты (моча и фекалии) коров собирает специальный трактор, а затем отвозит на поля и методом культивации вносит в почву полей, чтобы не происходило распространение азота и аммиака в воздухе.
— У нас безотходное производство. Таким образом мы удобряем свои же поля, — рассказала экскурсовод.
Стоит отметить, что помимо животноводства ступинская «Эконива» занимается производством озимой пшеницы, многолетних трав, люцерны, кукурузы на силос и карнаж (виды корма. — Прим. ред.).
Как подоить телку?
Центром предприятия по праву является доильная «карусель». Устроена она следующим образом — по одному маршруту коровы заходят на большую карусель. Сначала оператор должен сдоить несколько струй, чтобы удалить бактериальный слой, а затем к вымени подключают доильный аппарат.
Пока корова делает полный круг, электроника добывает молоко. Спустя почти 360 градусов на карусели от коров отсоединяют доильный аппарат, и они сами сходят с «аттракциона». В момент дойки у животных выделяется гормон радости. Карусель обслуживает пять операторов — сотрудников предприятия. Таким образом на комплексе добывают 120 тонн молока в сутки.
Затем нам дали подоить корову руками. Рабочие подсказали, что перед дойкой буренку нужно погладить, тогда она успокоится, не будет нервничать и доверится дояру. Своеобразный «подкат» к телке удался, и животное дало нам немного молока.
После добычи цельного молока его обязательно пастеризуют, а затем часть продукции так и остается цельным молоком, а часть уходит на другие нужды — ультрапастеризованное молоко и молочные продукты (ряженку, снежок, кефир, йогурты и т. д.).
После дегустации продуктов «Эконивы» гостям предприятия предложили приобрести некоторые товары. Мы обратили внимание на цены на масло — они вполне себе человеческие: 175–185 рублей за 180 граммов.
— Как так? В магазинах гораздо дороже! — отметили некоторые пенсионеры.
Тут мы решили спросить у экскурсовода, почему же подорожало сливочное масло и другие молочные продукты.
— Я даже не в курсе, что что-то подорожало, — заявила сотрудница крупнейшего в России и Европе предприятия по производству молока. — Скорее всего, дело в себестоимости кормов, транспортировки. Но я в этом не сильна.
По данным из открытых источников, общая чистая прибыль всех компаний Дюрра Штефана, связанных с брендом «ЭкоНива», за 2023 год составила порядка 195 000 000 рублей. Некоторых участников экскурсии удивило, что предприятие иностранца не деприватизируют, как многие другие сейчас. В ответ на это экскурсовод напомнила, что 10 лет назад немецкий бизнесмен получил гражданство РФ.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там проходит розыгрыш iPhone 16 и трех «Яндекс Станций» среди подписчиков.