Почти половину магазинов сети «Светофор» в Москве и области могут закрыть из-за санитарных нарушений. Как сообщают «Ведомости», с рядом исков в суд обратился Роспотребнадзор, обнаруживший в торговых помещениях мусор, просрочку, насекомых и несоблюдение правил хранения продукции.
Пока собственники бизнеса отбиваются от надзорных органов в суде, MSK1.RU рассказывает, кому принадлежит одна из крупнейших сетей дискаунтеров в стране.
Продавали из коробок
Летом 2009 года на улице Айвазовского в Красноярске братья Сергей и Андрей Шнайдер открыли первый магазин под вывеской «Светофор». Там не было полок и прилавков, товары продавали прямо из коробок и с деревянных палет. Благодаря минимальной наценке собственникам бизнеса удавалось торговать по ценам гораздо ниже конкурентов.
В 2013 году сеть начала масштабироваться по всей стране, в 2023-м число магазинов превысило 3000. Кроме России, торговые точки открыли в Германии, Польше, Румынии, Казахстане и Китае. Если в 2014 году выручка сети «Светофор» оценивалась в 17 миллиардов рублей, то по итогам 2020 года «Светофор» стал самой быстрорастущей сетью супермаркетов в России и с выручкой под 200 миллиардов ворвался в топ-10 продовольственных ретейлеров страны, а в 2023-м выручка достигла 400 миллиардов, согласно оценке Infoline.
Секрет успеха и удержания более низких цен, чем у конкурентов, весьма прост. Как сообщали наши коллеги из NGS24.RU, дискаунтер заказывает у производителей товары с другим составом или рецептурой. О том, как сеть «отжимает» поставщиков, вообще ходят легенды. Впрочем, представители ретейлера прямо говорят, что рассматривают предложения по товарам только экономкласса.
— Стоимость товара с учетом доставки до магазина должна быть на 20–30% ниже стоимости товара на полке конкурента. Этого можно достичь за счет экономии на упаковке — нам не нужны яркие и броские «обертки». Для распространенных и известных брендов эта разница должна быть не менее 50%, — указаны требования на сайте сети «Светофор».
Семья на миллиард
Сеть «Светофоров» — семейный бизнес. Преимущественно он принадлежит братьям Шнайдер — Андрею и Сергею, а также их родителям — Валентине и Ивану. Ранее они занимались продажей пива и слабоалкогольных напитков, а также развивали сеть пивных магазинов «Напильник».
Среди совладельцев ряда юрлиц «Светофора» также упоминаются Валерий Яковлев и Андрей Вейкулайнен. Весной 2024 года Сергей Шнайдер был признан долларовым миллиардером по версии Forbes.
Бизнес разделен следующим образом: каждое отдельно взятое юрлицо контролирует работу магазинов в одном или нескольких регионах. Часть компаний принадлежит Шнайдерам напрямую, а часть — через АО «Инвест Стандарт». Чистая прибыль только этого общества за 2023 год составила 1,2 миллиарда рублей.
Почти все (если не все) юрлица называются «Торгсервис» с припиской номера региона, в котором ведется деятельность. Так, например, санкт-петербургские «Светофоры» записаны на «Торгсервис 178», московские — на «Торгсервис 150», магазины в Московской области — на «Торгсервис 50», а супермаркеты Воронежа — на «Торгсервис 36» и так далее.
Семья Шнайдер ведет весьма непубличную жизнь. За почти 16 лет присутствия на рынке ретейла никто из них не дал ни одного интервью, ни одного комментария или публичного заявления. Корреспондентам MSK1.RU также не удалось найти в Сети ни одной фотографии членов семьи.
Проблемы с законом
В 2024 году с требованиями проверить магазины сети «Светофор» в надзорные органы обратился депутат Сергей Лисовский «на фоне продаж некачественной и небезопасной продукции», что одобрил даже первый вице-премьер Денис Мантуров.
В результате контрольно-надзорных мероприятий сначала в Москве закрыли два «Светофора».
— Суд в столице приостановил деятельность ООО «Торгсервис 150» (магазин «Светофор»), — сообщали в пресс-службе Мосгорсуда. — Компания признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» КоАП РФ.
В суде не уточнили, что именно сделали сотрудники магазина, но уточнили, что ими были нарушены действующие санитарные и гигиенические нормативы, а также не были выполнены санитарно-гигиенические противоэпидемические мероприятия.
В конце января 2025-го стало известно, что такая же учесть может постичь половину сети в Москве и области. По данным «Ведомостей», соответствующие решения были вынесены в суде по искам Роспотребнадзора.
Как сообщает издание, требования надзорного органа были удовлетворены по точкам в Новокосино, Митино, Нагатинском Затоне и Лефортово. Роспотребнадзор нашел в магазинах насекомых, мусор, просрочку и выявил нарушения правил хранения продукции.
Частично эта информация подтверждается картотекой Люблинского районного суда Москвы, который удовлетворил иск надзорного ведомства к ООО «Торгсервис 150». Отметим, что определение еще не опубликовано на сайте суда.
По данным официального сайта сети «Светофор», в Москве в настоящее время работают 28 точек, а в Московской области — 82.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».