
В 2024 году компании искали 9 329 технологов
Основным конкурентом пищевой отрасли в сфере рекрутинга остается IT-сектор, сообщили в консалтинговой компании. Эксперты компании совместно с сервисом hh.ru проанализировали динамику вакансий для квалифицированных специалистов в сфере производства продуктов питания и фуд-ритейла.
Генеральный директор консалтинговой компании «Старт качества» Константин Деревсков в своей колонке расскажет к чему может привести дефицит кадров в отрасли.
Что сейчас
В январе 2025 года требовалось свыше тысячи (1 279) технологов в отрасли продуктов питания, что опережает показатели прошлого года примерно на 39%. В 2024 году компании искали 9 329 технологов, в 2023 году — 9029 сотрудников.
Это позиции, которые требуют 4-5 лет обучения в вузе и действует правило, чем выше требования к кандидатам, тем сложнее найти подходящих работников. Дефицит, конечно, присутствует и на менее квалифицированных должностях, но он не столь критичен для сферы производства продуктов питания и фуд-ритейла.
Главным конкурентом в борьбе за квалифицированных сотрудников является IT-отрасль. Посмотрите, на онлайн-школы вроде Skillbox и Яндекс Образование, у них агрессивная реклама, и они гарантируют трудоустройство через 2-3 месяца обучения. Это то, что сейчас вузы гарантировать не могут. В условиях сегодняшнего рынка труда, образовательные учреждения должны пересмотреть свои подходы, чтобы соответствовать современным требованиям.
Найм и удержание сотрудников в пищевой отрасли имеют ряд проблем. Во-первых, это высокая текучка кадров. Молодые специалисты сейчас часто меняют работу, стремясь найти лучшие условия, и это ведет к значительным затратам на обучение и адаптацию новых сотрудников со стороны работодателей. Кроме того, отсутствие эффективных систем мотивации и социальных пакетов тоже становятся причиной недовольства сотрудников и приводит к увольнениям.
Есть ли выход
Дефицит кадров в отрасли производства продуктов питания возник, в значительной степени, из-за недостаточного престижа профессий у молодежи. Несмотря на все усилия вузов популяризировать пищевые специальности многие выпускники все еще отдают предпочтение более высокооплачиваемым и технологически привлекательным сферам, таким как IT и креативные индустрии. Кроме того, ситуация осложняется достаточно низким уровнем заработных плат и отсутствием карьерных перспектив в пищевой индустрии.
Для решения этой проблемы необходимо более тесное сотрудничество между образовательными учреждениями и представителями пищевой промышленности. ВУЗы должны адаптировать свои программы таким образом, чтобы лучше соответствовать требованиям рынка и готовить специалистов с практическими навыками, востребованными сегодня. Одновременно предприятиям стоит улучшать условия труда и разрабатывать мотивационные программы для молодых специалистов.
И одно из главных решений — это вернуть имидж модной профессии в пищевую индустрию, показать перспективы и рост. Для этого нужны серьезные коммуникационные шаги и государственная поддержка.

Генеральный директор консалтинговой компании «Старт качества»
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU: прямо сейчас мы разыгрываем там iPhone 16 среди подписчиков.