На московских кладбищах захоронены тысячи соотечественников, оставивших след в русской истории. Парадоксально, но едва ли не самые заметные надгробия воздвигли над могилами тех, чьи имена мало знакомы добропорядочным гражданам, криминальных баронов. MSK1.RU продолжает серию репортажей с могил московских авторитетов.
Масштабные скульптуры и пространные эпитафии с философским подтекстом в одной из секций Хованского кладбища создают впечатление чинного некрополя, где обрели покой государственные мужи, светила науки или деятели культуры.
Благолепная иллюзия обманчива. «Аллея авторитетов» — так называется это место. Полные имена здешних обитателей часто мелькали в СМИ. Но обыватель чаще узнавал их по прозвищам, данным тюремной молвой.
Аслан Усоян — Дед Хасан
Так, наверное, самый заметный памятник на аллее воздвигнут над могилой Аслана Рашидовича Усояна. Для тех, кто «не врубается», той же каллиграфией выведена подпись чуть ниже имени — «Дед Хасан».
Валютные операции, кражи, рэкет, мошенничество, подделка документов, провоз наркотиков — к девяностым Усоян уже подошел в статусе «вора в законе». Считалось, что Усоян так или иначе контролирует северокавказские преступные группировки едва ли не по всей России.
В 1995 году, после ареста Вячеслава Иванькова (Япончик), Усоян стал держателем так называемой «воровской кассы» и самым влиятельным криминальным авторитетом на постсоветском пространстве. Люди Хасана вели «дела» в Москве, Петербурге, Екатеринбурге (до воцарения легендарной ОПС «Уралмаш»), на Украине и даже в Европе.
Усоян пережил «лихие девяностые» и даже сохранил влияние в «сытые нулевые». Несмотря на неоднократные покушения, пуля киллера настигла его только в 2013 году — во дворе ресторана на Большой Никитской.
Дед Хасан завещал похоронить его в родной Грузии. Однако тамошнее правительство отказалось принимать Усояна, пускай даже и в гробу. Холодным утром 20 января самого знаменитого кавказского криминального авторитета похоронили на Хованском кладбище российской столицы.
Сергей Тимофеев — Сильвестр
По странному стечению обстоятельств Усояна похоронили напротив одного из самых непримиримых борцов с кавказскими преступными группировками. Но эта борьба отнюдь не была боем за справедливость и торжество правосудия.
Увлеченный спортсмен и бывший солдат Кремлевского полка Сергей Тимофеев приехал в Москву в 80-е. Работал слесарем, подрабатывал частным извозом. В свободное время преподавал карате для ребят с Шипиловской улицы (ныне — район Орехово-Борисово Северное).
Вероятно, там Тимофеев и познакомился с будущими «коллегами по опасному бизнесу». Те подтянули его на популярные тогда наперстки. Уже к концу 80-х Тимофеев, прозванный за великолепную физическую форму Сильвестром (намек, разумеется, на Сталлоне), стал лидером ореховской шпаны.
С началом девяностых Сильвестр сколотил преступную бригаду, занимавшуюся вымогательством и рэкетом. В считаные месяцы Ореховская бригада подмяла под себя большинство предпринимателей на юге Москвы (в борьбе за рынки «ореховские» и столкнулись с кавказцами).
Уровень влияния Тимофеева к середине девяностых можно проиллюстрировать одним эпизодом — в 1994 году интересы Сильвестра пересеклись с интересами олигарха Бориса Березовского. Известно также, что именно Сильвестр стал прототипом главного героя популярного т/с «Бригада» Саши Белого.
Но в зените воровской славы Тимофеев прожил недолго. 13 сентября его «шестисотый» Mercedes взорвали посреди 3-й Тверской-Ямской. Авторитета отпели в Переделкинской церкви и похоронили на Хованском кладбище.
Редкие визитеры
Сейчас у могил Деда Хасана и Сильвестра пустынно. Паломничества криминального элемента, подобного тому, что устраивают к могиле Япончика, смотрители не наблюдают (или, во всяком случае, не распространяются о нём).
Но свежие цветы на могилах авторитетов появляются регулярно. Тех, кто приносит их (согласно слухам, распространившимся еще в нулевые), переписывают некие «незримые наблюдатели». Вероятно, эта легенда растет оттуда же, откуда растут мифы о «Белой стреле» (секретная спецслужба, ответственная за ликвидацию самых известных воров).
Как бы там ни было, за мраморными изваяниями тех, по чьей лихости новая Россия рождалась среди бесчинств и несправедливости, ухаживают гораздо лучше, чем за многими другими молчаливыми надгробиями.
Ранее MSK1.RU публиковал репортаж с могилы криминального авторитета Вячеслава Иванькова (Япончика). Также мы следим за судьбой захоронения поп-певца Юрия Шатунова.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».