Криминал подробности Как клиент, у которого мошенники взломали счет и увели 1,5 миллиона, заставил банк вернуть деньги

Как клиент, у которого мошенники взломали счет и увели 1,5 миллиона, заставил банк вернуть деньги

Для этого пострадавшему пришлось обивать пороги двух судов

Александр заходил в личный кабинет банка только с компьютера или ноутбука, а деньги у него увели через приложение для телефона
Источник:

Житель Екатеринбурга стал жертвой мошенников — и отсудил за это у банка крупную сумму. Александр (имя изменено) открыл в Райффайзенбанке счет, которым пользовался как кошельком. Он практически не использовал его для покупок, а в основном переводил деньги себе, своим родителям и откладывал накопления. Подробности — в материале наших коллег из Е1.RU.

В июне 2023 года пользователь зашел в интернет-банк со стационарного компьютера, сформировал платежное поручение, чтобы совершить очередной перевод. Во время этой операции его вдруг выкинуло из личного кабинета. Александр попытался войти с ноутбука, но не получилось. Тогда он позвонил в службу поддержки и описал ситуацию, потом ему всё же удалось войти в личный кабинет. Он заполнил платежное поручение на 2 миллиона 100 тысяч рублей и хотел его отправить, но личный кабинет снова закрылся.

Александр вновь дозвонился до службы поддержки и пожаловался, что деньги не уходят. На это ему сообщили, что он только что перевел средства на два счета разных людей: на один 900 тысяч, на другой — полмиллиона.

Всё это время банк забрасывал клиента эсэмэсками. И несколько раз Александр вводил код, думая, что, как обычно, подтверждает вход в кабинет или подписывает свою платежку. А оказалось, что два-три сообщения были подменными: клиент их не запрашивал. И по одному из них банк якобы добавил новое доверенное устройство клиента, а фактически — по заявке неизвестного лица — заменил основной номер телефона. И еще изменил способ уведомления — с СМС на пуш-сообщения. После этого клиент перестал получать СМС о переводе денежных средств.

— Таким образом за несколько минут мошенники полностью перехватили управление счетом. Между этими переводами и звонком в службу поддержки прошло всего две минуты. И Александр не подозревал, что деньги уже ушли, он хотел пожаловаться на проблему с личным кабинетом. Важно, что получатели средств, которым перевели деньги потерпевшего, тоже были клиентами Райффайзенбанка. То есть банк мог отменить эту операцию или заморозить средства, ведь переводы были сделаны внутри системы, — говорит юрист Андрей Смирнов.

Используйте эти несложные приемы защиты от мошенников
Источник:

Александр лично пришел в отделение банка и обратился в полицию. Во время дознания силовики и суд не смогли найти владельцев счетов, на которые перевели деньги.

— Получается, что банк открыл неизвестным, как теперь оказалось, людям счета, одобрил добавление устройства для входа в личный кабинет. Все операции по переводу неизвестные провели через приложение, которое установили на сотовый телефон. Они использовали пуш-сообщения, которые клиент не получал. Также он не получал и СМС о переводе денег.

«Банк подменил основной номер телефона каким-то неизвестным контактом без согласия клиента»

Это и позволило людям дистанционно осуществить перевод. Вся операция заняла у этих людей несколько минут, — рассказал юрист.

Он отметил, что по правилам Центробанка такие действия называются операцией с признаками перевода денег без согласия клиентов. Коммерческие банки обычно берут паузу и не дают воспользоваться новым устройством в течение определенного срока, в то же время блокируются и старые. Это сделано для защиты от мошенников.

Андрей Смирнов напомнил, что похожая ситуация случилась в Магнитогорске. Неизвестные завладели данными для доступа в личный кабинет клиента банка через фишинговый сайт. Суд тогда встал на сторону клиента.

А в ситуации Александра Октябрьский районный суд принял решение в пользу банка, но 8 февраля в апелляции Областной суд признал екатеринбуржца пострадавшим и постановил, что банк должен вернуть клиенту украденные 1,4 миллиона рублей, выплатить ему штраф — 800 тысяч рублей, компенсацию морального вреда — 10 тысяч, а также проценты — 122 тысячи. Решение еще можно обжаловать в кассационной инстанции.

Журналисты E1.RU обратились за комментариями в пресс-службу Райффайзенбанка.

Аферисты стали привлекать для обмана своих жертв нейросети. Мы рассказывали, как защититься от взлома аккаунтов и голосовых дипфейков. Наряду с современными технологиями преступники используют и банальный обман доверчивых пенсионеров. У пожилой женщины они за 25 минут выманили более 12 миллионов рублей.

Мошенников можно бить их же оружием: обманывать и заставлять платить.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Не «Словом пацана» единым. Подборка российских сериалов, которые точно стоят вашего внимания
Анонимное мнение
Мнение
«Что обо мне подумают люди?». Психолог рассказала, как говорить «нет» на работе и дома, чтобы сохранить отношения
Анонимное мнение
Мнение
Почему триллер «День Шакала» с Эдди Редмэйном — лучший сериал года: рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Праймовый Угальде против непобедимого «Краснодара». Как сыграют московские команды в 17-м туре Премьер-лиги
Анонимное мнение
Рекомендуем