Во вторник, 18 июня, Тверской районный суд Москвы приговорил экс-главу «Автодора» Сергея Кельбаха к 12 годам колонии общего режима. Его признали виновным в злоупотреблении полномочиями при строительстве Центральной кольцевой дороги (ЦКАД) в Подмосковье (часть 3 статьи 285 УК РФ).
С бывшего предпринимателя также взыскали почти 12 миллиардов рублей в пользу Минтранса.
«Автодор» — российские автомобильные дороги. Организация была создана в 2009 году для развития сети скоростных платных автомагистралей. Она также занимается проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и содержанием автомобильных дорог в России.
По версии следствия, Сергей Кельбах трижды незаконно одобрял выплаты подрядчикам по госконтрактам при строительстве ЦКАД. Ущерб от этого гособвинение оценило более чем в 2 миллиарда рублей. А само строительство растянулось почти на десять лет.
Сергей Кельбах пришел в «Автодор» в декабре 2011 года, до этого он был гендиректором федерального госучреждения «Дороги России». В 2007 году также занимал должность заместителя председателя комитета по благоустройству и дорожному хозяйству правительства Санкт-Петербурга. В 2015 году тогда еще премьер-министр Дмитрий Медведев объявил главе «Автодора» выговор за «ненадлежащее исполнение должностных обязанностей».
В октябре 2018-го Владимир Путин поручил Счетной палате, Генпрокуратуре и Следственному комитету провести проверку со срывом пуска первого участка ЦКАД и увеличением стоимости ее строительства с 300 миллиардов до 313 миллиардов. А возведение дороги к тому моменту уже должно было завершиться, но на деле сдача объекта постоянно переносилась.
По данным СК, в 2015 году Сергей Кельбаха незаконно выделил 2 миллиарда рублей компании «Крокус Интернешнл», (возглавляемому Арасом Агаларовым), которая занималась строительством ЦКАД. До этого он согласовал незаконную оплату компании «Кольцевая магистраль» за банковскую гарантию на 3,9 миллиона рублей. Еще один эпизод дела связан с выплатой другой компании 132 миллионов рублей за разработку документации для строительства ЦКАД.
В 2017 году компания Агаларова сменила прежнего подрядчика — «Стройгазконсалтинг», который за год после выигрыша тендера так ничего и не построил. На строительство, содержание и ремонт первого участка ЦКАД между Минским шоссе и трассой М-4 «Дон» протяженностью 49 км «Крокус Интернешнл» было выделено в общей сложности 48 миллиардов рублей. По версии СК, в обоих случаях подрядчики расходовали эти средства не по целевому назначению.
Сергея Кельбаха освободили от должности главы «Автодора» по его собственной просьбе. На место пришел его первый заместитель — Вячеслав Петушенко.
В итоге ЦКАД вводилась поэтапно, но уже при новом руководителе: последний участок запустили в июле 2021-го. В тот же год Кельбаха арестовали и предъявили обвинение. Тогда он занимал должность советника главы РЖД.
Ранее мы рассказывали, что магистр игры «Что? Где? Когда?» (12+) и бывший мэр подмосковного Троицка Виктор Сиднев решил баллотироваться в депутаты Мосгордумы восьмого созыва. Свою должность он покинул, когда поселение решили присоединить к Москве.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».