22 июня вся страна отмечает День памяти и скорби. В эту памятную дату мы вспоминаем первые дни Великой Отечественной войны, возлагаем цветы к могилам солдат и чтим память героев.
Наш корреспондент в 4 утра пришел на акцию «Вахта памяти» к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду. На месте выступил министр правительства Москвы и руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. После мероприятия нам удалось поговорить с ним о важности памяти и о том, как сейчас воспринимается Великая Отечественная война россиянами. Мы публикуем отрывки из нашего с ним разговора.
— Вы понимаете, времена не выбирают, и какие бы они ни были сложные, мы должны помнить важнейшие, краеугольные события в истории и памяти народа. 22 июня 1941 года — это для нас рубежная дата, это дата, когда вся жизнь нашего государства и общества изменилась кардинально. Эти 1418 дней войны связаны с колоссальными потерями, разрушениями, жертвами, и это мы сегодня вспоминаем, когда приходим с цветами, со свечами к могилам, к монументам.
«Да, это завершилось нашим грандиозным триумфом. В День Победы мы смотрим парад, ходим на "Бессмертный полк". Но это праздник со слезами на глазах»
Нельзя забывать, что эта победа была куплена огромной ценой. Что миллионы людей являются жертвами той войны. И они отдали свои жизни, приближая эту победу, чтобы мы сегодня жили.
Бывает, спрашиваешь: «А у тебя воевал дед?» — «Конечно, воевал». — «А где воевал?» Не знают. Терялся этот интерес, эта связь. И сейчас это вернулось «Бессмертным полком».
Допустим, я — москвич. Взять мою семью, с Москвы все уходили на фронт у меня. Дед воевал, брат его погиб. Прадед, естественно, тоже, брат прадеда погиб, и прапрадед тоже погиб. В оккупации, кстати, он был врачом: помогал партизанам. Это стоило ему жизни, [он умер] зимой 1941–1942 года. Хотя он уже был очень пожилой человек, он был еще ветераном царской армии. И, конечно, если каждую семью посмотреть: вот эта песня, что «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» (песня из фильма «Офицеры». — Прим. ред.), — это не просто красивая фраза. Так оно и есть на самом деле. И это мы уже воспринимаем, когда начинаем изучать семейные фотографии, семейные документы. Это сидит в каждом из нас на самом деле, и это очень правильно.
«Потому что та война не стала для нас, к счастью, событиями какой-то далекой истории, "времен очаковских и покоренья Крыма"»
Это еще не стало субъектом истории, когда мы просто изучаем эти события и как-то это нас никак не трогает. Нет, это была такая грандиозная, самая страшная война, война за выживание.
— Мы в последние годы говорим про переписывание истории, про переписывание учебников истории. Как сохранить истинное значение?
— Учебники можно переписывать сколько угодно. «Бессмертный полк» как раз и показал, что самое правильное — это достижение результата не путем назидательной педагогики. Она не всегда достигает цели, и когда мы говорим о каких-то глобальных вещах — научных конференциях, симпозиумах, — мы говорим о том, что это удел профессиональных историков. Это могут быть ученые, которые могут выяснять подробности, но мы же говорим с вами про очень важный эмоциональный аспект. Не зря я говорю про то, что мы обсуждаем не историческую, какую-то давнюю проблему.
Допустим, мой далекий предок участвовал в Бородинской битве. Я сегодня могу об этом спорить с жаром. Но это все-таки касается очень небольшого круга людей, которые сегодня состоят в обществе потомков войны 1812 года. И это не имеет такого многомиллионного отклика в душах всех наших соотечественников.
«Самый правильный путь — постижение истории через историю своей семьи. Тогда многое становится более понятным, более ясным»
С другой стороны — очень важно, чтобы главные вехи были четко сформулированы и донесены до массового сознания. Не только с точки зрения каких-то догм, но именно в той форме, которая удобна, понятна. Это во многом достигается и с помощью искусства, поэтому важный вопрос — как мы влияем на аудиторию через культуру, через произведения? Наши предки нам оставили потрясающий задел в виде огромного количества гениальных произведений музыки, кино, живописи, театра: от Шостаковича и до даже «Катюши», которую мы поем иногда и на застольном уровне. Этот фундамент — потрясающий, он нам позволил простоять очень много времени, сохранить себя и свою идентичность.
Очень важно, чтобы это имело продолжение и чтобы мы не только могли вспоминать какие-то произведения прошлого, но и могли делать что-то, что достойно бы продолжало эту линию. Сначала это были профессиональные композиторы и режиссеры, современники эпохи. Потом в искусство пришли вернувшиеся с фронта лейтенанты — и началась другая потрясающая плеяда: появилась лейтенантская проза, возникли такие режиссеры, как Чухрай. Это был другой взгляд на войну.
«Взгляд сегодняшних людей на войну — тоже интересный и важный. Надо просто понимать, что это сегодня такое для современных поколений»
Разговор о том, что такое эхо войны, сегодня очень важен. Тем более когда сегодня есть потрясающая возможность с помощью новых технологий делать крутые вещи, есть различного рода каналы, которые этим занимаются. И этот разговор на самом деле идет. Это не только инициатива сверху, это зачастую инициатива снизу. Думаю, что в этом есть баланс, который позволит сохранить эту память и преемственность.
Ранее MSK1.RU публиковал историю участницы Великой Отечественной войны, которая ушла на фронт в 16 лет.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».