Культура «Стать бессмертным, а потом... умереть». 7 фильмов Жан-Люка Годара, которые мы запомним навсегда

«Стать бессмертным, а потом... умереть». 7 фильмов Жан-Люка Годара, которые мы запомним навсегда

Легендарный французский режиссер скончался на 91-м году жизни

Сам Годар иногда появлялся в своих фильмах

13 сентября стало известно, что из жизни ушел французский режиссер и основоположник «французской новой волны» Жан-Люк Годар. Ему было 90 лет. Первую короткометражку он снял в 24 года, а к 30 подарил миру свой полнометражный дебют «На последнем дыхании» и абсолютно новое направление в кинематографе.

За более чем 60 лет творческой карьеры Годар снял десятки короткометражных и полнометражных фильмов, написал десятки рецензий для Cahiers du Cinema — в 60-е, одного из главных киножурнала в мире, и стал настоящим классиком французского кинематографа.

Вспоминаем 7 фильмов Жан-Люка Годара, которые мы запомним навсегда.

«На последнем дыхании» (1960)

Первый и сразу очень удачный фильм — им Жан-Люк Годар открывает «новую волну» вместе с картиной «400 ударов» Франсуа Трюффо. «На последнем дыхании» — это история о том, как человеку вынужденно приходиться расплачиваться за свои ошибки. Главный герой — Мишель Пуакар (Жан-Поль Бельмондо) — прожигает жизнь, крадет и перепродает машины. Однажды по дороге в Париж он убивает полицейского, чтобы избежать неприятных допросов. С этого момента Пуакар будет сталкиваться только с неприятностями.

«На последнем дыхании» — революционное кино. Сейчас это уже не удивляет, но тогда впервые на экране режиссер смог позволить себе живую камеру, писать сценарий накануне съемок сцены, объяснять суть происходящего актерам прямо на площадке, чтобы они выглядели живее. «Французская новая волна» — это протест молодых режиссеров против привычных, надоевших и громоздких способов снимать кино, это сознательное разрушение выстроенной в кинокартине условной реальности.

«Мужское — женское» (1966)

Еще одна картина Годара, которую относят к «французской новой волне». Еще одна история, в сущности, о любви — Поль встречает Мадлен, в кафе между ними завязывается разговор, оказывается, он недавно вернулся из армии. Для Поля жизнь на гражданке — это «женская» конформисткая жизнь. «Мужская» жизнь начинается там, где протест, где революция, где один из выступает против всего общества.

Это один из самых остросоциальных фильмов Жана-Люка Годара, который вышел на экране накануне студенческих протестов во Франции в 1968 году. «Мужское — женское» — диагноз растерянности, который Годар ставит всему студенческому поколению. И это одна из лучших ролей Жан-Пьера Лео, за которую он получил приз Берлинского кинофестиваля.

«Владимир и Роза» (1971)

Эта картина уже относится к следующему творческому периоду Годара, в которой он создает кино внутри группы «Дзига Вертов». Между известным советским документалистом и основоположниками «французской новой волны» много общего: им важно не создать новую кинематографическую реальность, а запечатлеть на экране жизнь. Ведь кино для них — это всего лишь «24 кадра в секунду».

«Владимир и Роза» — это рассказ о суде над чикагской семеркой, людях, которых в 1969 году в США обвинили в организации протестов во время съезда демократической партии США. И если для Аарона Соркина, который в 2020 году снял фильм об этой истории, было важно сделать классическую судебную диалоговую драму, то Годар, увлекавшийся идеями социализма, пытался применить их в кино. Отсутствие автора (коллективная съемка, которая, по сути, противопоставлена идее об авторе-создателя во «французской новой волне»), аналитика существующих проблем в обществе, свободная дистрибуция — отличительные черты кинематографа Годара того периода.

«Спасай, кто может (свою жизнь)» (1980)


Это предельно серьезный и в каком-то смысле феминистский фильм Годара. Удивительно — впервые с конца 60-х режиссер возвращается к более классическим способам съемки кино. Это история о тревоге и стремлениях людей, история о разрушении отношений. Часто картину сравнивают с четырехчастной симфонией, в которой рассказ построен вокруг воображения — страха — деятельности и музыки.

В этом фильме Изабель Юппер — французская кинозвезда — сыграла одну из своих первых главных ролей. Годар возвращается в этой картине к теме проституции, которую затрагивал еще в картине «Жить своей жизнью».

«Германия 90 девять ноль» (1991)


Объединение Германии — слом Берлинской стены и все геополитические события, которыми этот слом сопровождался — стало потрясением для всей Европы. Годар в свою очередь в 1991 году выпускает камерную драму «Германия 90 девять ноль».

Это название — отсылка в фильму Росселлини «Германия, год нулевой» (1948). В картине Годар собрал короткие эпизоды как вымышленные, так и документальные, мнения и факты, связанные с объединением Германии. Фильм получил золотую медаль президента Сената на Венецианском кинофестивале в 1991 году.

«История(и) кино» (1998)


«История(и) кино» — один из важнейших жизненных проектов Годара, он задумал его еще в конце 80-х и только к концу XX века смог реализовать. В общем-то, это ответ режиссера на главный вопрос для кинематографистов — умерло ли кино? Дело в том, что многим к столетию этого искусства начало казаться, что оно больше не актуально.

«История(и) кино» — это обращения Годара к Джойсу и его «Улиссу», это размышление о цикличности развития искусства и кинематографа. Эта картина — размышление об окончательной смерти самого молодого из искусств, но при этом же — надежда на его воскрешение.

«Прощай, речь» (2014)

«Прощай, речь» — относительно свежий фильм Жан-Люка Годара, получивший приз жюри на Каннском кинофестивале. Это сплошной эксперимент: снятая в 3D картина рассказывает любовную историю глазами собаки. Животное транслирует любовь в оба конца — и ему, и ей — и хватит ли этой любви для того, чтобы восстановить слабую связь между возлюбленными? Об этом и размышляет Годар.

Но на самом деле объяснять сюжет практически любого фильма Годара — дело бессмысленное, речь, в общем-то, не об истории, а о чувствах и ощущениях, которые фиксирует мэтр. Разгадывать и понимать Годара — отдельное удовольствие. И если вам кажется, что Годар давно устарел, то «Прощай, речь» доказывает, что до конца своих дней он оставался одним из самых современных режиссеров.

Ранее MSK1.RU рассказывал о том, что в Москве появится «кинематографический квартал»: почитайте, по улицам имени каких известных артистов и режиссеров теперь можно прогуляться. Мы также рассказывали о том, какие региональные бизнесмены зарабатывают миллионы на московских кинотеатрах.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Монополия», мормоны и безумие. Почему нужно смотреть психологический фильм ужасов «Еретик» с Хью Грантом
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Написала более 100 писем в колонию». Колонка юной художницы из Москвы, которая рисует специально для заключенных
Анонимное мнение
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Рекомендуем