Сегодня, 7 ноября, в Новой Третьяковке на Крымском валу должна была стартовать IX Международная биеннале современного искусства. За три дня до ее начала стало известно, что открытие не состоится.
Московская биеннале современного искусства — международная выставка современного искусства, проходящая в Москве по нечетным годам начиная с 2005 года. Последние две выставки, в 2017-м и 2019 году, проводились на этой же площадке, в Новой Третьяковской галерее.
Организаторы биеннале узнали об этом из СМИ. Единственным официальным документом, который они получили, было письмо от Третьяковской галереи. В нём площадка предъявила ряд претензий к исполнению договора, из-за которых работы по монтажу выставки должны быть прекращены. Галерея отметила нарушение сроков монтажа, отсутствие проекта электроснабжения выставки, отчетов об испытаниях электрооборудования и еще нескольких технических документов.
Также в галерее заявили о том, что во время монтажа часть экспонатов, исключенных на этапе согласования выставки, появилась в составе экспозиции. Их убрали, но, как выразились представители Третьяковки, «некоторые экспонаты были впоследствии видоизменены организаторами». Отсюда и появилась формулировка о несоответствии содержания экспозиции статусу избранной площадки, которую использовало Министерство культуры в официальном пресс-релизе.
Обозначенные претензии пресс-служба Третьяковской галереи отказалась дополнительно комментировать корреспонденту MSK1.RU.
Несмотря на то что работникам монтажа с 4 ноября закрыли доступ на площадку, организаторы биеннале не настроены сдаваться. Они направили ответное письмо директору Третьяковки, где объяснили, почему им было сложно уложиться в сроки и предоставить нужную документацию.
Галерея, по их словам, не способствовала монтажу экспозиции, затягивала решение организационных вопросов. Из-за накладок с электричеством работы приходилось проводить в свете прожекторов, подключенных к розеткам. Часть документов, по заявлению площадки отсутствующих, была отправлена и согласована организаторами. На некоторые свои запросы организаторы попросту не получали ответы галереи, хотя «направляли по 3 письма в канцелярию музея каждый день, фиксируя свои действия».
«Что касается видоизмененных экспонатов, то в процессе монтажа все экспонаты видоизменяются»
— Именно поэтому выставки принимаются и передаются уже в окончательном виде с официальными подписями, когда автор и организаторы всё сделали и закончили. Пока такого документа у фонда Московской биеннале и Государственной Третьяковской галереи нет. Но мы очень надеемся, что появится.
Организаторы предлагают галерее рассмотреть возможность скорейшего возобновления работ по завершению подготовки IX Международной биеннале и назначить новую дату открытия. Они подчеркивают социальную значимость выставки и актуальность экспозиции, которая в этом году, несмотря на международный статус биеннале, сконцентрирована на российских художниках.
— Изначально предполагалось, что мы будем сотрудничать с зарубежными музеями, но из-за нынешней обстановки стало понятно, что это невозможно, — рассказывает Юлия Музыкантская, руководитель Московской биеннале современного искусства. — Мы решили посвятить всю экспозицию творчеству отечественных художников. Получилась, можно сказать, «Московская биеннале. Русский взгляд».
Все работы, представленные на выставке, отбираются экспертным советом. В его рабочую группу в этом году вошли директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский, Наталья Опалева, меценат и основательница Музея AZ, Елизавета Лихачёва, директор Музея архитектуры имени Щусева, искусствовед и опытный куратор Владимир Прохоров.
— Среди наших художников есть мэтры, — продолжает Юлия Музыкантская. — Например, работы Татьяны Баданиной находятся в коллекции самой Третьяковской галереи, некоторые из них как раз предполагалось представить в экспозиции. Сергей Бугаев представлял Россию на Венецианской биеннале, его инсталляции, посвященные нашим разрушенным памятникам в Европе, пробирают до мурашек. Но мы также даем возможность молодым художникам показать свое творчество.
Александр Купалян, один из участников биеннале в этом году, до сих пор не может поверить, что выставка не состоится.
— Это какой-то сюрреализм: узнать, что биеннале отменяется, так внезапно, из СМИ. В момент, когда всё уже готово, спустя месяцы, ушедшие на планирование выставки, и недели монтажа экспозиции.
«Нам, художникам, организаторы биеннале предоставили свободу творчества и всестороннюю поддержку. А потом одним щелчком это было перечеркнуто»
— В этом году в экспозиции биеннале представлено много актуальных работ, я бы даже сказал патриотических, — отмечает художник. — В ней участвуют художницы из Донецкой и Луганской областей. Наше искусство выполняет в том числе и просветительскую работу, это одна из его важнейших задач.
Третьяковская галерея, по мнению художника, была организована ее основателем для народа.
— Павел Михайлович Третьяков понимал, что в первую очередь художник обращается к людям, — убежден Александр. — Он не боялся брать даже провокационные работы и верил, что зрителю решать, соответствует ли экспозиция площадке, заслуживает ли она внимания. Мне кажется, произошедшее — это темное пятно в истории Третьяковки.
Аудитория в соцсетях также поддерживает организаторов биеннале. В комментариях под сообщением об отмене открытия москвичи сравнивают происходящее с Бульдозерной выставкой — уличной выставкой картин московских художников-нонконформистов в 1974 году, которая была уничтожена полицией с помощью поливальных машин и бульдозеров.
— Судя по тому, какой общественный резонанс вызвала отмена выставки, есть шанс, что мы сможем всё же отстоять ее открытие. Зрители — с нами, — подводит итог художник.
Ране мы публиковали гид по выставкам, проходящим в Москве этой осенью. Также читайте о новой галерее цифрового искусства, появившейся в столице: ее художники используют вместо привычных холстов и красок 3D-печать и дополненную реальность.
Как вы считаете, должна ли биеннале состояться?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».