8, 19 декабря и 14 января в Кремле покажут балет «Щелкунчик», которому в этом году исполняется 130 лет. Впервые зрители увидели великий балет Петра Ильича Чайковского (либретто Мариуса Петипа, постановка Льва Иванова) 18 декабря 1892 года в Мариинском театре. Интересно, что тогда реакция публики была неоднозначной.
Причем постановка Андрея Петрова, которую традиционно показывает «Кремлевский балет», тоже скоро отметит юбилей. Спектакль идет с 1993 года с неизменным аншлагом. За это время его посмотрели более полутора миллионов зрителей. Кажется, что именно благодаря кремлевскому «Щелкунчику» несколько поколений москвичей познакомились с искусством классической хореографии.
Вот что сам Андрей Петров говорит о своей постановке:
— Для меня всегда лучшей была постановка Юрия Григоровича, — рассказывает художественный руководитель — главный балетмейстер театра «Кремлевский балет» Андрей Петров. — И я сам в ней танцевал. Но вот в 1993 году наш импресарио попросил «Щелкунчика» для гастролей. И я поставил спектакль. Пригласил Игоря Эмильевича Кио, чтобы он помог найти оригинальное сценическое решение. И так случилось, что поездка отменилась, а спектакль вошел в репертуар театра. Только на этой сцене мы показали его больше 300 раз, гастроли я даже не считаю. У нас всегда были аншлаги.
«Я заходил в зал и не мог найти свободное место, надо было либо уходить, либо просить кого-то принести стул»
По словам хореографа, к каждому сезону в постановку вносится что-то новое — чтобы спектакль не «застывал». «Щелкунчик» Андрея Петрова — это история о взрослении, победе над своими страхами и первой любви.
Главную женскую партию в нем танцуют самые очаровательные примы-балерины «Кремлевского балета»: Олеся Росланова, Дарья Бочкова, Александра Криса и заслуженная артистка РФ Екатерина Первушина. В главной мужской роли на сцену выйдут харизматичный премьер труппы Даниил Росланов, заслуженный артист РФ Максим Афанасьев и совсем еще молодой танцовщик Алексей Казанцев. Он уже успел поразить зрителей балетным прыжком и умением создавать выразительный и глубокий образ своих персонажей.
Спектакль идет в сопровождении симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением его художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста РФ Сергея Кондрашева.
Традиции встречать Новый год «Щелкунчиком» уже больше века. За свою длинную историю этот балет получил сотни разных прочтений: символистских, минималистичных, «поющих», тех, где Дроссельмейер и его племянник — женщины, с хеппи-эндом и без (в известной постановке Михаила Шемякина Щелкунчика и Мари в конце съедают мыши). Кремлевский «Щелкунчик», наоборот, очень деликатен в своем отношении к первоисточнику. С этой постановки можно начать свое знакомство с классическим танцем и навсегда влюбиться в него.