На Третьяковскую галерею пожаловались в министерство культуры. Ведомство требует отчета о «соответствии выставок традиционным ценностям», пишет The Moscow Times.
В письме замдиректора департамента музеев и внешних связей Минкульта РФ Наталия Чечиль требует от гендиректора Зельфиры Трегуловой подготовить ответ на жалобу посетителя галереи, посчитавшего, что одна из экспозиций Третьяковки не соответствует государственной политике «по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Внимательный гражданин указал, что в отдельных залах демонстрируют художественные произведения, «имеющие признаки деструктивной идеологии». Также он пожаловался на демонстрацию сцен «запойного алкоголизма» и «волюнтаристские интерпретации» образов российских правителей и деятелей культуры.
Поэтому мы решили провести собственную недоэкспертизу работ, представленных на всеобщее обозрение в главной галерее страны. Если кто-то из неравнодушных граждан не понял, спешим уведомить: это шутка и поводов для того, чтобы бежать в Третьяковку с новыми жалобами, нет. Давайте решать, что из этих произведений — крамола, а что — нет.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Работа художника Ильи Репина давно оскорбляет патриотические чувства некоторых русских людей. К экспозиции ее запретил еще император Александр III. Причины, надо полагать, на поверхности — то самое «волюнтаристское прочтение образа российского правителя».
Павлу Третьякову велели «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения ее в публике какими-либо другими способами» (запрет был снят спустя три месяца).
— Удивительное ныне художество — без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения, — описывал полотно государственный деятель Константин Победоносцев. — Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. А эта его картина просто отвратительна.
В последний раз эту работу Репина просили убрать из экспозиции в 2013 году — примерно по тем же причинам. Сейчас картина не выставляется: в 2018 году вандал несколько раз ударил по полотну, позднее заявив, что «картина оскорбляет чувства верующих и является исторически недостоверной».
Крамола?
«Сельский крестный ход на Пасхе»
Сюжет, изображенный художником Василием Перовым, верующие сочли оскорбительным после первой же экспозиции. Здесь и «запойный алкоголизм», и «оскорбление чувств верующих», и явное пренебрежение к простому русскому человеку.
— А другие слухи носятся, что будто бы вам от Святейшего Синода скоро сделают запрос: на каком основании вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? — писал Павлу Третьякову живописец Худяков. — <…> И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки.
Картину сняли с выставки Общества поощрения художников, запретили печатать, а Павлу Третьякову рекомендовали никогда не показывать посетителям.
Ну это-то совсем оскорбительно! Убираем?
«Княжна Тараканова»
Снова странные намеки на политические методы правителей российского государства. Живописец Константин Флавицкий воплотил в живописи один из самых мрачных сюжетов из летописи императорского дома Романовых.
Погибшая в застенках Петропавловской крепости авантюристка, посмевшая выдвинуть претензии на царский престол, изображена мученицей и вызывает неподдельное сочувствие.
Император-освободитель Александр II, в годы царствования которого картину представили публике, не велел цензорам препятствовать демонстрации полотна. Однако от ремарки всё же не сдержался.
— В каталоге картин против произведения Флавицкого сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины, — распорядился Александр.
Разве можно так изображать политических авантюристов?
«Не ждали»
Полотно «Не ждали» подытоживает цикл работ Ильи Репина, посвященный русским революционерам (другие известные работы по теме — «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди»).
Художник заметно сочувствует «делу» и аккуратно выписывает противников царской власти людьми, как минимум заслуживающими сострадания.
— В картине вашей много достоинств, но есть и недостатки; содержание ее меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует, — аккуратно писал Репину Павел Третьяков.
Главный герой — политический активист, возможно, даже террорист. Героизация?
«Апофеоз войны»
Надпись на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
Официально
Получить оперативный комментарий Третьяковской галереи по поводу реальной жалобы гражданина корреспонденту MSK1.RU не удалось. Администратор учреждения рассказала, что напрямую связаться с пресс-службой нельзя, и попросила оставить запрос через форму на официальном сайте.
В Минкульте тем временем пояснили, что направили письмо в галерею в соответствии со стандартной процедурой: чтобы подготовить ответ на обращение (оно действительно поступило), ведомству требуется справочная информация от директора.
Посмотрите на очереди, которые собираются на входе в Третьяковскую галерею даже в двадцатиградусные морозы. Также обращаем ваше внимание на текст, посвященный тяжелому путешествию «Троицы» Андрея Рублева из галереи в храм и обратно (бесследно оно не прошло).