В 1993 году, сразу после съемок сериала «Азбука любви», Дмитрий Павленко проснулся знаменитым. На улице актера начали узнавать восхищенные девушки, а самые грозные бандиты района приносили ему только лучшее шампанское. Спустя время мужчина снялся в картине «Дыхание», и эта роль снова принесла ему любовь и уважение публики.
Сейчас Дмитрий активно выступает на сцене театра и увлекается боевыми искусствами, но от карьеры киноактера не отказался. В преддверии выхода фильма «Легенда о самбо» корреспондент MSK1.RU поговорила с актером о его прошлом, а также расспросила о съемках новой картины. Подробнее — в нашем интервью.
— Дмитрий, что для вас стало точкой отсчета на начальном этапе вашей карьеры?
— Моя первая большая работа — «Азбука Любви». Сериал, который стал первой постсоветской мыльной оперой. Эта работа очень быстро принесла мне славу. Когда я заканчивал театральный вуз, на 4-м курсе, я уже не мог ходить по улице. Первая серия только появилась, а на следующий день мы вышли с однокурсником, и он мне говорит: «Смотри-ка, на тебя все смотрят, узнают». Я говорю: «Да ладно, что ты болтаешь? Не может быть!» Мы пошли к ларьку, и девчонки вдруг спрашивают: «Ой, это же вы, мы вас узнали!»
Действительно, был какой-то момент, когда я заработал очень мощную популярность. Меня останавливали полицейские и спрашивали, что же будет дальше. А «бандиты» приносили мне шампанское на взлетно-посадочную полосу.
«Азбука любви» — сериал режиссера Исаака Фридберга, рассказывающий о любовном треугольнике. По сюжету, бывший любовник главной героини, Витька Зомби, выходит из тюрьмы и узнает, что девушка вышла замуж. С этого момента молодожены сталкиваются с массой испытаний.
— В этом сериале вы играете роль бывшего зэка. Было ли сложно во время съемок изображать такого персонажа?
— Знаете, это опять моя некая данность. Я люблю, когда немножко на сопротивление: мне нужно, чтобы какой-то был характер у персонажа. Тогда, мне кажется, у меня лучше всё получается.
Вот совсем недавно вышел фильм «Дыхание» Романа Каримова. И, по большому счету, это некое продолжение почти через 30 лет «Азбуки любви».
Мой персонаж — Осипенко. По сценарию он тоже бывший «сидельник». Мы ему придумали железную фиксу поставить. И, когда гримеры искали, куда ее присандалить, в конце концов она присандалилась именно на тот зуб, где была у меня когда-то в «Азбуке любви». Это одна из моих любимых ролей. Сейчас, конечно, важнее «Легенда о самбо».
«Дыхание» — фильм режиссера Романа Каримова, рассказывающий о временах COVID-19. Главный герой — бывший врач, который ради спасения своей матери пробирается в больницу. Дмитрий Павленко сыграл здесь больного Осипенко.
— Почему по итогу ваш выбор пал именно на профессию актера? Это занятие с детства привлекало ваше внимание?
— Не совсем. В 10-м классе я окончил школу и решил поступать на биологический факультет в Иркутский университет. Но замечательным образом провалился.
«У меня есть прекрасная черта: я делаю много ошибок, когда пишу сочинения. Написал, как всегда, на 5/2. Это моя любимая оценка была за тексты»
Родители мои были очень расстроены. Старшая сестра-то такая круглая отличница всю жизнь, а я бестолочь. Мама переживала, что потеряю год, и стала меня усиленно запихивать в разные заведения. Но, к счастью, приехала сестра и изменила мою жизнь. Она рассказала про набор в училище на курс «режиссер самодеятельного коллектива». Я отучился там год, и меня заметили.
Видимо, уж какой-то дар у меня и был. Мне предложили попробовать поступить на актера, хотя на тот момент я загорелся режиссурой. Но стал готовиться с моими педагогами Татьяной Чумаковой и Марией Скрябиной.
— Про ваше поступление известно много историй: самая нашумевшая о том, что вы похудели аж на 12 килограммов. О каких ситуациях того времени сейчас вы вспоминаете с улыбкой?
— Я в детстве еще как-то танцевал, ну а потом начал заниматься борьбой, и было не до танцев. В училище у нас были как хорошие педагоги, так и не совсем. По танцам была у нас преподаватель не очень хорошая, видимо, потому что она у меня напрочь отбила желание танцевать. И, когда на конкурс по пластике пришел Виктор Андреевич Тейдер, наш будущий педагог, он попросил подвигаться. А потом с таким вздохом сказал мне:
— Ну как-то вы совсем плохо. Вы хоть как-то спортом занимались?
— Да, я борьбой занимался.
— Что-то вы на борца совсем не похожи.
А там стояли ребята недалеко, вот я ему и отвечаю: «Ну хотите я с кем-то поборюсь сейчас, кого-нибудь заломаю?» Мне не дали. А я мог бы.
Потом у нас было сочинение. Пришел ректор и, глядя мне в глаза, сказал: «Пишите, пожалуйста, ребята, сочинения попроще. Простыми предложениями, простыми словами. Следите за ошибками». Такое удивительное стечение обстоятельств. До сих пор интересно, кто ему донес на меня или как он узнал о моей проблеме. Я, конечно, постарался прибрать свою фантазию и писать попроще. Вроде получил 4. Просто меня тогда очень «несло».
«В 10-м классе, когда было сочинение заключительное, я исписал всю тетрадку, 18 листов»
— Вы родились в Забайкальском крае и всё свое детство прожили там, не считая четырех лет, которые провели в Германии. Какие воспоминания вам оставили годы, прожитые за границей?
— Только положительные. Я очень люблю Германию. К сожалению, приезжал туда в последний раз в детстве, когда мне было где-то 14 лет, наверное. Где-то 7–8 лет назад еще с семьей были в Дрездене, но это одним днем.
Немцы более замкнутой жизнью живут. К ним нельзя просто так прийти в гости, если ты не договорился. Тебя могут не пустить или неправильно понять. Были даже моменты, когда у мамы случались какие-то экстренные ситуации, а многие просто закрывали дверь перед ней.
Там, конечно, были разные немцы. Помню, встречались и такие, которые учились в Советском Союзе и понимали, что у нас менталитет другой. Они сами уже приходили к нам в гости.
— Отразился ли на вас как-то образ жизни немцев?
— У немцев главное — чистота, аккуратность, какая-то ответственность и пунктуальность. Это вещи, которые и ко мне прицепились. Я не понимаю, например, как можно поцарапать в лифте стенку. Или, если сломался мусоропровод, просто оставить свой мешок с отходами рядом с ним. Для меня это нечто за гранью добра и зла. У нас такое недавно случилось, мы с женой тут же написали управляющему дома.
— Сейчас вы снялись в фильме «Легенда о самбо». Удалось ли вам понять суть характера вашего героя и погрузиться в него?
— О Викторе Спиридонове очень мало информации, на самом деле. Герой участвовал в русско-японской войне и потом даже немного в Первой мировой. Но его там контузило, пришлось идти в отставку.
Кстати, он всю жизнь прожил с одной женщиной. Вот и я тоже женат на одной артистке: Наталье Селиверстовой, в следующем году будем уже 30 лет как вместе. Недавно я давал интервью, и редактор проекта прислала мне светскую фотографию Спиридонова и сказала, что мы с ним очень похожи по состоянию внутреннему. Меня это действительно потрясло. Какая-то мистика.
«Что-то я уловил в нем, как мне кажется. Надеюсь на это. Дальше, конечно, решать зрителю»
Вообще мистическая у нас профессия, за это я ее, наверное, люблю. Мы каким-то образом пересекаемся с нашими персонажами, особенно если они исторические.
— В фильме присутствует несколько сцен борьбы. Каждый трюк вы выполняли сами или с этим помогали каскадеры?
— Я занимался борьбой и продолжаю ей заниматься. У меня черный пояс по айкидо. В этом смысле мне было несложно: в айкидо очень много падений всевозможных. Поэтому я, несмотря на проявившиеся возрастные сложности, выполнял практически все трюки сам.
Какие-то очень сложные падения делали каскадеры, потому что мы уставали, особенно от драк. Нашу основную драку мы снимали два дня. Была смена, когда мы безостановочно 6–7 часов дрались. Ну, понимаете, постоянно падать-вставать очень тяжело. Чтобы не потерять концентрацию и друг друга не покалечить, пришлось подключать каскадеров. Они в этом смысле всегда выручают.
— О каких курьезных ситуациях на съемочной площадке можете рассказать?
— Мы снимали, когда было жаркое лето. А мой герой ходит в шерстяном костюме военном. И, представляете, у нас жара +30 в Москве, мы снимаем в цирковом училище, всё закрыто, чтобы дым не уходил, прожектора, куча массовки, и вот мы выполняем трюки. Мой партнер играл японского бойца и был в шелковом кимоно. У него оно постоянно мокло от пота так, что его часто приходилось сушить фенами. А я просто стоял в этом своем костюме. Шерсть-то толстая, и на мне не видно даже толком пот. При этом у меня было ощущение, что если я сейчас рот открою, у меня сердце выскочит из горла.
— У каждого артиста бывают свои способы взаимодействия с персонажами. Есть ли у вас собственные методы для лучшего погружения в личность героя?
— Прелесть моей профессии заключается в том, что каждый раз ты утыкаешься в некую загадку и вначале не знаешь, как к ней подойти. Наверное, есть какие-то свои приемы, они даже могут быть интуитивными, есть некая систематика уже моя. Я могу просто быстро взять кого-то и сыграть. Но, по большому счету, это такая внутренняя работа, внутренний поиск.
В кино у нас, конечно, меньше времени бывает, чтобы поработать с персонажем. Но вот, наверное, в «Легенде о самбо» у меня все-таки был этот промежуток около двух месяцев, когда я об этом думал усиленно. В театре очень часто, я знаю, многие меня ругают, из-за того, что я долго репетирую.
«Важно не то, как ты репетируешь, а то, что ты в результате найдешь нового. И я специально задаю себе зачастую сложные ходы»
Это каждый раз ребус. Проходя через эти ребусы, актер решает свои проблемы жизненные. Чтобы обогатить персонажа, мы часто достаем свои болячки. Это болевая точка, которую жмешь-жмешь, и она со временем перестает болеть. Потом мы ищем другую точку.
Не так давно корреспондент MSK1.RU взял интервью у актера Николая Наумова, который рассказал о последнем сезоне сериала «Реальные пацаны». Почитайте также о буднях машиниста РЖД: Павел Щелкунов встречает рассветы за пультом управления поездом и ведет свой блог о железной дороге.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».