Культура интервью «Нечего нам перенимать у наших зарубежных коллег»: что происходит с российским кинематографом и о чем фестиваль «ВЫСОКО»

«Нечего нам перенимать у наших зарубежных коллег»: что происходит с российским кинематографом и о чем фестиваль «ВЫСОКО»

Интервью MSK1.RU с программным директором Марией Безенковой

Кинофестиваль молодежных фильмов «ВЫСОКО» пройдет в Москве впервые

С 27 августа по 1 сентября пройдет I Московский международный кинофестиваль молодежных фильмов «ВЫСОКО». На 7 городских площадках проведут разные тематические мероприятия: от кинопоказов до выставок киновузов. Организаторы говорят: цель фестиваля — показать возможности подрастающего поколения и состояние современной российской киноиндустрии.

Корреспондент MSK1.RU поговорила с программным директором фестиваля «ВЫСОКО» Марией Безенковой. Она подробно рассказала о новом проекте для молодежи и поделилась мнением насчет отечественного кинематографа.

О фестивале «ВЫСОКО»

— Что означает название мероприятия?

— «ВЫСОКО» — это, наверное, то направление, которое нам хочется задать молодым ребятам, участвующим во всех наших мероприятиях, нашим волонтерам, нашим участникам программной дирекции. Все они молоды, все они думают о будущем. «ВЫСОКО» — это умение смотреть вверх, не себе под ноги, а на верхушки деревьев. Туда, где можно увидеть свое будущее. «ВЫСОКО» — это всегда о стремлении, о том, что самые несбыточные мечты могут сбыться. Стоит только пожелать и придумать, как их достичь.

— Кто из известных персон примет участие в фестивальных мероприятиях?

— В фестивальных мероприятиях принимает участие большое количество российских и зарубежных медийных персон. Например, амбассадором режиссерской страты будет известный российский режиссер Александр Котт, обладатель многочисленных призов, руководитель режиссерской мастерской ВГИКа, очень неравнодушный и яркий человек. Также состоятся творческие встречи с Сергеем Урсуляком, автором фильма «Праведник», и Николаем Лебедевым, создателем «Нюрнберга» и «Легенды № 17».

Наша главная задача — не просто показать ребятам, что есть такие известные режиссеры, но также дать возможность пообщаться с ними как с мастерами. С теми, к кому они захотят поступить.

— «ВЫСОКО» — международный фестиваль. Из каких стран конкурсанты отправляли свои работы?

— У нас было достаточно много интересных заявок, но отбор в конкурсную программу был очень жесткий. Мы выбрали всего 8 фильмов, потому что, конкурсный смотр — это только часть всех мероприятий фестиваля. Эти 8 фильмов — из Китая, Индии, Непала, Франции, Бельгии, Нидерландов.

Кроме того, к нам приедут кинематографисты из Индии, Турции, Таджикистана. Например, Моника Вахи курирует основные молодежные и детские фестивали всей Индии. Нилай Улусой — турецкий специалист в области современных фильмов и сериалов. Шарофат Арабова — эксперт по азиатскому кино.

— Будете ли вы как-то поощрять победителей номинаций?

— Наши победители в номинациях зрительского голосования обязательно получат памятные призы. «ВЫСОКО», конечно же, фестиваль со статуэтками.

О молодежных фильмах

— Вы уже наверняка познакомились с конкурсными работами, как вы можете охарактеризовать их создателей? Какие они?

— Я не просто познакомилась, я их в том числе и отбирала. На мой взгляд, люди, которые решаются делать кино в жанре coming of age, или драмы взросления, обладают очевидной храбростью. Они не боятся сказать о том, что проблемы существуют не только в мире взрослых.

Иногда не сильно важные, как кажется, ситуации, такие как больная птичка, могут повлиять на характер ребенка и подростка в целом. Умение вынести на экран те проблемы, которые обычно остаются внутри семьи, умение быть неравнодушным — то, что отличает создателей конкурсных фильмов.

— Какие проблемы поднимают авторы конкурсных фильмов?

— Все они так или иначе ставят перед своими героями вопросы выбора. Как жить, к чему стремиться, можно ли верить, можно ли предавать? Это те вопросы самоопределения и самореализации, которые встают перед детьми и подростками в разные периоды их взросления, но одинаково актуальны на всех континентах.

— Чем молодежное кино отличается от мейнстрима?

— Это абсолютно разные категории, их нельзя сравнивать. Молодежное кино — это кино, которое интересует определенную целевую аудиторию. Мы рассчитываем на зрителей в возрасте от 13 до 20 лет. Это максимально универсальный возраст с точки зрения кинопотребления. Люди в это время активно осваивают внешнее пространство, новый мир и поэтому готовы смотреть фильмы любых направлений: авторское кино, мейнстрим, какие-то экспериментальные технологические модели, документальное кино, анимацию, игровые фильмы.

— Некоторые считают, что в России исчез детский кинематограф. Сейчас устраивается немало программ для того, чтобы компенсировать этот пробел. Какие, на ваш взгляд, фильмы нужны сейчас молодежи?

— Тема про то, что в России исчез детский кинематограф, уже не сильно актуальна. За последние три года вышло большое количество фильмов, которые поддержало Министерство культуры и были сделаны коммерческими производителями. Это не может не радовать, потому что детский и молодежный кинематограф, то, что в советское время называлось «школьным фильмом», — это невероятно важная просветительская зона ответственности кинематографа. Одновременное просвещение, воспитание, образование и развлечение — это то, что должно существовать в современном молодежном кинематографе в России, на мой взгляд.

Можно, безусловно, дидактически рассказывать о каких-то великих людях или предлагать какие-то менторские примеры из жизни выдуманных персонажей. Но если мы с вами посмотрим на программу нашего фестиваля «ВЫСОКО», то увидим непридуманные истории в документальном и игровом варианте, которые честно рассказывают о сложностях и радостях нашей жизни. Разнообразие форм и сюжетов, увеличение количества фильмов молодежного направления — вот, к чему нужно стремиться.

О российском кинематографе

— Какой опыт российский кинематограф может перенять у зарубежных коллег?

— Взаимодействие творческих процессов в кино было всегда. Кто у кого и что перенял, на сегодняшний момент понять достаточно сложно. Сегодня российский кинематограф находится в абсолютно том же технологическом и жанровом статусе, что и кинематограф Европы или Соединенных Штатов. Мы отличаемся от наших иностранных коллег количеством фильмов и жанровыми предпочтениями, которые определяются не производителями, а зрителями.

<p>Мария Безенкова</p><p>Мария Безенкова</p>

На мой взгляд, нечего нам перенимать у наших зарубежных коллег. Нам стоит развивать свое кинопроизводство и увеличивать количество фильмов, например фильмов молодежного направления.


— Некоторые представители власти говорили, что в свое время у нас стало «слишком много» иностранных фильмов. Как вы считаете, насколько они нужны для российского общества и молодежи, в частности?

— Что бы ни говорили представители власти или представители индустрии, любой человек сам выбирает, что ему смотреть. Если у него есть возможность и желание потреблять именно иностранный контент, он будет это делать, несмотря на то, что вокруг, к примеру, будет только национальный. Как только российская киноиндустрия предложит разнообразные жанровые фильмы российскому зрителю, молодежи в первую очередь, интерес молодежи к отечественному кино будет расти.

Если сейчас открыть каталог какого-нибудь онлайн-кинотеатра, то можно увидеть слишком много фильмов сразу. Как внутри этого найти что-то интересное — вот это вопрос. То есть должна быть какая-то достаточно серьезная сегментация контента и определение того, что интересно целевой аудитории.

— Как вы можете охарактеризовать современный кинематограф?

— Отвечу как историк кино и преподаватель истории кино, который знает о состоянии дел. Современный кинематограф развивается в сторону кросс-культурных связей с другими новыми медиа и вообще с другими современными искусствами. Сейчас достаточно сложно себе представить, что мы сидим в зрительном зале и не отрываясь смотрим в экран.

Наличие нескольких экранов, которые мы постоянно используем, диктует другие способы «смотрения». Поэтому современный кинематограф — это кинематограф дискретного зрения, то есть когда мы одновременно можем наблюдать сразу несколько ситуаций, несколько каких-то характеров, несколько драматургических элементов развития. Это диктует усложнение структуры фильма в целом. И особенно если речь идет о подрастающем поколении. Для молодежных фильмов очень важно разнообразие драматургических структур.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций мини среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Мнение
«Многие не выдерживают и идут к частникам»: врач — о работе в городской поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже его видел
Анонимное мнение
Мнение
Стояли в «яме», передаривали мангал. Как москвичка 12 часов провела на польской границе, чтобы попасть из Германии в Россию: колонка
Анонимное мнение
Мнение
Одни боятся, другие женятся: откуда взялись мифы вокруг пятницы 13-го и что делать в этот день — объясняет нумеролог
Алина Шадрина
Рекомендуем