Дарья Санатина — художница с Урала, которая в свои 26 лет уже входит в топ-100 лучших современных художников России. У Дарьи есть свой неповторимый стиль, ее картины покупает Киркоров, она владеет студией в Москве, дает концерты по всему миру, на которых пишет картины с закрытыми глазами. В прошлом году девушка подала заявку в Книгу рекордов Гиннесса. Мы поговорили с художницей о «правильном» и «неправильном» в искусстве, картинах из мусора и о творческом восприятии мира.
— Вообще, мне кажется, я рисую всю свою жизнь. У меня даже есть рисунки, где написано «Даша, 1 год». Моя мама хранит чемоданы из рисунков, и, мне кажется, я начала рисовать как только стала ходить. Уже лет в пять я сказала родителям, что свяжу свою жизнь с рисованием, что буду знаменитым художником, — рассказала Дарья.
В детстве будущая художница была активным ребенком и, помимо рисования, занималась синхронным плаванием и гимнастикой. Родители считали, что ребенку итак достаточно нагрузки, и не планировали отдавать дочку в художественную школу. Но маленькая Даша настояла, и в девять лет ее отдали на рисование.
— Сначала меня не хотели брать. Говорили, что уже поздно. Посадили в класс с подготовительной группой и сказали, что на следующий год переведут на полноценное обучение, если я хорошо себя проявлю. Я помню, как пришла в этот подготовительный класс, за 15 минут всё сделала и просто ждала всех остальных. Такими темпами меня перевели в основную группу уже через месяц.
Дарья с детства знала, что наступит момент, когда вся ее жизнь будет состоять из картин. «Душевные рисунки», как их называет художница, начали появляться в ее коллекции с пяти лет. Тогда девушке снились ночные кошмары, которые она переносила на холсты. Сейчас Дарья ищет вдохновение в эмоциях, которые получает от жизни:
— Мне кажется, я просто эмоциональный наркоман. Мне постоянно нужны эмоции, я пытаюсь взять их из всего. Эмоции это что? Это соприкосновение радости и боли, черного и белого, каких-то впечатлений и так далее. Мне кажется, я просто не могу не рисовать. Поэтому всегда, когда рисую, я испытываю какое-то чувство влюбленности. Оно заменяет мне очень многое в жизни.
Дарья родом из Екатеринбурга. После художественной школы она поступила в вуз в родном городе на архитектора-инженера. Но это направление не было близко художнице: слишком мало пространства для творчества.
— Первое время я очень ответственно относилась к обучению, на него уходило очень много времени и очень мало оставалось на рисование. Но в те минуты, когда я рисовала, я понимала, что вот это я очень сильно люблю и хочу всю жизнь этим заниматься.
Из-за учебы в нелюбимом вузе у Дарьи не сложилось теплых отношений с родным городом. Зато Москва оказалась для художницы гораздо ближе:
— Мне кажется, здесь я чувствую себя на своем месте. Чувствую, что энергия этого города подходит моей внутренней энергии, потому что я люблю скорость, я люблю действие, движение. Здесь весь город двигается, и я чувствую, что это похоже на что-то мое. Но когда я нахожусь в более медленных городах, у меня начинается тревожность, потому что моя энергия не совпадает с их энергией.
В художественной школе ей говорили, что она рисует неправильно. Но Дарья не стала переучиваться, поняв еще в раннем возрасте: это ее уникальный стиль.
— Правильно считается выкладывать форму по мазкам и делать целую композицию из мозаики, которая создана из мазков. А я всё растираю, у меня всё в каких-то полупереходах. Мне говорили, что это неправильно, и переучивали меня рисовать по-другому. Но я всё равно рисовала так, как я хочу. Причем когда я делала «по-правильному», то мне ставили четверки, а когда я начинала рисовать так, как мне нравится, я получала пятерки.
Сейчас Дарья сама обучает людей рисованию. Наученная горьким академическим опытом, она не ограничивает творчество своих учеников строгими правилами:
— Когда, например, ко мне приходят ученики и пытаются найти свой стиль, я наблюдаю за ними, подчеркиваю то, что они делают вне нормы, и пытаюсь это увеличивать. Потому что это «неправильно», может быть, и есть особенность, изюминка.
Молодая художница стала известной благодаря необычному перформансу. Однажды она нарисовала картину с закрытыми глазами и засняла процесс. Видео стало популярным, и после этого Дарье стали поступать сообщения с предложением выступить в самых крупных городах России и даже за границей.
— Когда у меня была студия в Екатеринбурге, люди часто говорили мне, что я не умею рисовать, поэтому не могу создать красивую картину. И у меня возникла мысль — завязать глаза, чтобы они увидели, что я даже без зрения могу создать произведение искусства. Этот перформанс увидел один человек, который пригласил меня на крупное мероприятие, где уже была трехтысячная аудитория. Мне нравится рисовать с закрытыми глазами. Когда я пишу таким образом, я не могу себя критиковать. Потому что когда я вижу то, что рисую, то постоянно придираюсь, хочу довести до идеала. Иногда я этим порчу произведение, и оно становится мертвым. Например, когда по технике пересушиваю, и не остается воздуха. А когда ты пишешь картину с закрытыми глазами, ты не можешь идти в эту крайность. То, что неидеальное, оно и есть живое.
Картины Дарьи отличаются телесностью. В основном, художница пишет людей с обнаженными красивыми фигурами и большими выразительными глазами.
— Когда я была маленькая, я воспроизводила на картинах людей из своих снов. Мне казалось, что ночью они оживают, и я как бы им через свою картину открываю портал, чтобы они вышли в этот мир.
Еще одна особенность искусства девушки — использование разных фактур. Сейчас Дарья создает проект, основная фишка которого — ненужная одежда. Художница ломает пенопласт на кусочки, обертывает их тканью и выстраивает по кругу на белой подставке.
— Мне нравится создавать что-то из ничего. Я могу, условно, из мусора создать предмет искусства. Мне всегда доставляло удовольствие работать в хаосе и создавать из него что-то красивое. Любая вещь оставляет за собой энергию. А чем более арт-объект насыщен энергетикой, тем больше он вызывает у людей эмоций. Кроме одежды, я добавляю всё, что попадается под руку: пенопласт, деревяшки, какие-нибудь бусинки, бижутерию.
Дарья проводит мастер-классы для всех желающих, но основной деятельностью остается написание работ на заказ и для выставок. Цена за картину на заказ начинается от 100 000 рублей, а за картину из каталога — от 250 000. Особенно часто у Дарьи стали заказывать картины после интереса Филиппа Киркорова к ее творчеству. Российский певец купил серию работ художницы. Сейчас Дарья работает над портретом Киркорова, который он попросил создать из его одежды.
— После Киркорова очень много заказов, но, к сожалению, приходится растягивать на большой срок, потому что сейчас очередь большая. Либо бывает такое, что я не беру заказ, потому что он мне не откликается. Недавно мне человек предложил сделать картину из его волос. Это показалось мне странным и негигиеничным, и я отказалась.
Недавно Дарья подала заявку в комитет Книги рекордов Гиннесса. Она хочет установить рекорд в номинации «Написание картин с закрытыми глазами».
— Я хочу, чтобы с помощью моих картин каждый человек больше узнавал себя. И хочу привести людей к тому, чтобы они больше доверяли себе, своему сердцу, изучали себя и не боялись показывать себя этому миру, — подчеркнула Дарья.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте»