Культура интервью «Я очень переживала за Николая». Наталья Бондарчук о «Лермонтове», будущем российского кинематографа и детских фильмах

«Я очень переживала за Николая». Наталья Бондарчук о «Лермонтове», будущем российского кинематографа и детских фильмах

Большое интервью MSK1.RU с заслуженной артисткой РСФСР

Слава к Наталье Бондарчук пришла после фильма «Солярис» (16+) Андрея Тарковского, где она сыграла главную роль

Фильм «Лермонтов» (6+) Николая Бурляева проделал тернистый путь, прежде чем увидел свет. Снятый еще в 1986 году, этой осенью он обретет новую жизнь. Кинокартина выйдет в повторный прокат 3 октября.

В создании «Лермонтова» не последнюю роль сыграла Наталья Бондарчук, бывшая супруга Бурляева. Она как никто знала, каково это — быть в индустрии опальным творцом. В преддверии премьеры фильма корреспондент MSK1.RU поговорила с Натальей Бондарчук. Артистка исполнила роль Марии Михайловны, матери великого поэта.

Наталья Бондарчук — заслуженная артистка РСФСР, дочь кинорежиссера Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. Наибольшую известность Наталья Сергеевна получила благодаря фильму «Солярис» Андрея Тарковского. Ее режиссерский дебют — фильм «Пошехонская старина». Впоследствии она занялась детским кинематографом. В ее фильмографии также есть документальные фильмы. Сама Бондарчук неоднократно говорила, что ей интересно снимать кино о выдающихся личностях.

О том, как создавался фильм «Лермонтов»

 Вы говорили, что в вашем доме всегда было много книг. Были даже раритетные — например, том «Божественной комедии» Данте 19 века. Как вы впервые познакомились с творчеством Лермонтова?

— Я родилась в очень интеллигентной семье, и папа всегда приносил в дом книги. Я помню его фразу с детства: «Инка, (Инна Макарова — жена Сергея Бондарчука, мама Натальи Бондарчук. — Прим. ред.) смотри, десять копеек стоит, а ведь гений написал. Как не взять?» Так что у нас была огромная библиотека в однокомнатной квартире на Песчаной улице. Там прошли мои первые годы — я жила там до пяти лет.

Со мной всегда был Пушкин, Лермонтов. Я думаю, всё началось с моего любимого стихотворения Михаила Юрьевича «Ночевала тучка золотая…» Короткое и емкое. В детстве я не понимала смысл этого стихотворения, потому что всё-таки оно для взрослых.

 На одной из встреч со зрителями фильма «Лермонтов» Николай Бурляев рассказывал, что Госкино не хотело поддерживать его картину. Большую роль в том, что она увидела свет, сыграл ваш отец. Расскажите подробнее о подготовке к съемкам?

— Я очень переживала за Николая. «Лермонтов» — это его кинодебют. Сценарий к фильму он написал достаточно быстро. А вот, как его снять, было непонятно. В конце концов он пришел к моему отцу. Папа его очень любил. Он наблюдал Николая еще, когда тот был совсем юным. Видел его в фильме «Иваново детство» (12+). Очень был рад, что мы вместе.

[После того, как он поддержал идею], Николай Петрович стал снимать «Лермонтова» в творческом объединении моего отца. Ему удалось достаточно быстро набрать команду для съемок. Мне предложили крошечную роль мамы поэта Марии Михайловны, а моей маме — роль бабушки Елизаветы Арсеньевой. Девятилетнего Лермонтова должен был сыграть Ванечка Бурляев (сын Николая Бурляева и Натальи Бондарчук. — Прим. ред.). На Лермонтова в детстве он был похож даже больше, чем на Николая.

Наталья Бондарчук с сыном Иваном Бурляевым в фильме «Лермонтов»

 Где проходили съемки фильма?

— Я помню первый день, когда только приехала на Кавказ. Это было в Минеральных водах. Я давно не видела Николая. И вдруг выходит ко мне мужчина в черкеске, весь забрызганной кровью — это был Бурляев. И он возбужденно говорит, мол, мне так все помогают. И действительно картине все помогали. Все, кто знал, что Николай Петрович начал снимать «Лермонтова», поддерживали его. Кто конем, кто, так сказать, выправкой, снимаясь в эпизоде.

На следующий день мы выехали в горы, чтобы снять несколько кадров там. Машина, которая должна была довезти нас до площадки, поломалась. В гору нам пришлось идти пешком. Операторы взяли камеру, мы — костюмы. Впереди нас привычной быстрой походкой шел к горам Лермонтов. Я специально делаю акцент на то, что это был не Бурляев, а именно Лермонтов. В конце, ковыляя в очень неудобной обуви девятнадцатого века, шли дети. Тогда, помню, выглянуло вечернее солнце. И горы будто засветились изнутри, как лампады. Это было настолько красиво, что навсегда осталось в моей памяти!

Потом мы снимали в павильоне. Честно говоря, я сначала засомневалась, зачем он был нужен, когда есть Тарханы (село, в котором провел детство Лермонтов и где впоследствии организовали музей-заповедник. — Прим. ред.). Но павильон был сделан блестяще. Виктор Юшин, художник-постановщик, сделал мебель, занавески, детскую лошадку, портреты отца и матери Лермонтова просто великолепно.

 Николай Бурляев пригласил в фильм и вашу маму. Что она говорила о картине?

— Маме было очень сложно играть. Она очень уважала свой прототип, то есть бабушку Лермонтова. Коля трактовал Елизавету Арсеньеву как разлучницу между отцом и сыном, виновницу чуть ли не всех бед Лермонтова. Честно говоря, это была субъективная оценка Арсеньевой. Но мама, как послушная актриса, играла то, что хотел режиссер.

Инна Макарова с внуком Иваном Бурляевым в фильме «Лермонтов»

 Чем запомнились съемки «Лермонтова»?

— В один из съемочных дней я позвонила узнать, как чувствует себя Сергей Аполлинариевич [Герасимов] (Во время учебы во ВГИКе Наталья Сергеевна была в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. — Прим. ред.). Мне сказали, что он в больнице. Я пошла готовиться к сложным кадрам рождения Миши [Лермонтова]. К телефону подошла моя подруга Алла, и по ее голосу стало понятно, что что-то случилось. Герасимов умер.

Это была невыносимая боль. Все меня окликают, Виктор Юшин спросил, что случилось, а я не могла ответить. Иду в детскую (на съемочной площадке. — Прим. ред.), беру Николая за руку и рыдаю. Коля меня прижимает к себе и говорит: «Не плачь, не надо. Ты же знаешь, как надо провожать. Ушел великий человек. Теперь его правильно оценят».

Он собрал всю группу, сообщил, что ушел из жизни великий режиссер. Попросил минуту молчания. В этот момент закричал ребенок. Прямо в минуту молчания. Это был совсем крошечный трехмесячный ребенок Гали Беляевой (актриса исполнила роль Варвары Лопухиной. — Прим. ред.). Мальчик играл первый образ поэта. Так символично получилось: одна жизнь ушла, другая — уже подавала голос.

Наталья Бондарчук и сын Галины Беляевой, Платон

— Николай Бурляев рассказывал, что когда он возил фильм по местам Лермонтова, зрители с восторгом принимали картину. Почему же она не смогла выйти на экраны центральных кинотеатров?

— Я была на [V] съезде [Союза кинематографистов] в Кремле, где громили Николая и моего отца. Была ли это неожиданность для нас? Думаю, что не совсем, потому что когда человек берется за фильм, о котором мечтают многие, то это уже конфликтная ситуация.

Кроме того, каждый представляет своего Лермонтова. Кто-то — маленького, хилого и хромого. А у Николая он был абсолютно романтизированный. Может, поэт и не был таким в жизни. Но Николаю было интереснее сделать героя Лермонтова на Кавказе невероятно смелым человеком.

Фильм оценили в Тарханах. Там после первого показа зрители вставали и очень долго аплодировали стоя. Не отпускали нас. Николай был счастлив, конечно. Так что мы не ожидали разгрома, который случился на том съезде. Я не буду говорить, кто и что тогда говорил, но в основном проходились по моему отцу.

Сергей Бондарчук на V съезде Союза кинематографистов

Потом началось буквально преследование нашей семьи. По мне события съезда тоже ударили. Я в то время начала снимать свой фильм «Юность Бемби» (12+). Моя команда отправилась на Кавказ. А меня не хотели туда пускать. Появилась в каком-то издании статья, где говорилось, что я снимаю картину про никому неизвестного иностранного олененка.

Так что как таковой большой премьеры, которой мы ожидали, не произошло. Сейчас я очень рада за Николая, потому что это духовная победа. Ведь он снял, на мой взгляд, очень интересный фильм. Все, кто принимал участие в картине, так или иначе понимали, где они и что они играют.

Я готовлюсь к этой премьере. Я ее жду с нетерпением. Потому что это не просто любовь к Лермонтову — это народное достояние. Такие фильмы очень редки.

Я всю жизнь борюсь за то, чтобы не снимать пошлятину.

 У вас с папой были хорошие взаимоотношения. В творчестве сложился крепкий тандем. Вы говорили, что поддерживали друг друга в трудные времена. Какие профессиональные и жизненные принципы вы переняли у папы?

— Я переняла его стремление к космизму. Вы помните его Пьера (из фильма «Война и мир» (12+). — Прим. ред.), который обращается как бы к мирозданию? Он всю жизнь пытался постигнуть бессмертную человеческую душу. Он понимал, что это самое интересное.

О современном российском кинематографе

 У вас, как и у Николая Бурляева, тоже есть биографические фильмы. Их в определенных кругах восприняли скептически.

 — Я за свою жизнь сняла две биографии: «Пушкин. Последняя дуэль» (12+) и «Гоголь. Ближайший» (12+). Уже хотела снимать Лермонтова, но меня обманули.

Был у меня еще телесериал «Одна любовь души моей» (0+) (о любви Пушкина к Марии Раевской. — Прим. ред.) и «Любовь и правда Федора Тютчева» (0+). Мало кто знал: мы снимали картину о Пушкине восемь лет. Когда я пришла на РТР (ныне «Россия-1». — Прим. ред.) с этой картиной, на дворе были 90-е. Мне сказали: «Наталья Сергеевна, мы не знаем, куда своего Достоевского деть, а вы нам Пушкина принесли». И до сих пор так.

Слава богу, мой фильм «Пушкин. Последняя дуэль» показали. Но со мной началось то же самое, что с Николаем и с папой. Единственное, что меня оберегало в то время, — это то, что я уже это прошла. И мне очень помог [Глеб] Памфилов (сценарист, режиссер фильмов «Начало» (12+), «Мать» (12+), «Романовы. Венценосная семья» (0+). — Прим. ред.). Он меня встретил на Мосфильме и стал подробнейшим образом разбирать, что ему понравилось в фильме. Он мне сказал: «Наташа, на тебя сейчас набросятся. Не обращай ни на кого внимания — ты сняла очень достойный фильм».

Кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль», сценаристом и режиссером которого выступила Наталья Бондарчук

 Как вы считаете, можно ли картину «Лермонтов» использовать в качестве дополнения к школьной программе, когда дети будут изучать творчество поэта?

— Обязательно. Меня позвали на форум, где мы будем обсуждать фильмы, которые мы рекомендуем смотреть детям и юношам. Я обязательно буду говорить и о «Лермонтове», и о «Пушкине…»

Сейчас, после того, как мы буквально отвергли американский кинематограф, который нам жутко мешал в прокате, все поняли, что контента у нас нет. Надо создать огромное количество картин. К сожалению, стали закрываться кинотеатры. Потом все вышли на интернет-платформы. Так что нужно пропагандировать наши отечественные фильмы, которые ввиду экспансии американского кинематографа люди не смогли посмотреть.

Я никогда не забуду: пришла как-то на премьеру фильма «Метро» (18+) и увидела, что в кинотеатре маленький плакатик с нашей, отечественной, работой разместили у туалета. Все лучшие места занимали жуткие монстры из американского кино.

На наших зрителях просто делали деньги. Наши дистрибьюторы получали большие суммы за прокат американских фильмов. А могли бы — от наших.

Николай Бурляев в роли Михаила Лермонтова

 В чем мы можем выиграть у западных коллег?

— Чисто технически американский кинематограф одно время обгонял наш. Но картина меняется. Сейчас у нас есть много достойных работ. На мой взгляд, замечательный фильм «Пальма» (6+), «Т-34» (12+), «Холоп» (18+).

Иногда смотрю и понимаю, что в последнее время мы стали увлекаться компьютерной графикой. Фокус хорош, когда он один и хорошо подготовленный. И когда он незаметно входит в контекст, условно говоря, знаменитых сказок.

Чем отличается российский кинематограф от американского: американцы навязывают образ — от него никак не отделаться. Ты смотришь и тебе говорят: «Вот только так, а не иначе». А наши фильмы (того же Тарковского, Кончаловского) — это длинные планы, это будто человек читает книгу. И в это время происходит работа именно твоего мозга, души и сердца, а не тех, кто закладывает его за тебя. И в этом мы можем выиграть. Потому что в технологиях нас обгоняют уже китайцы.

Мне кажется, будущий кинематограф России будет заниматься философскими фильмами, необходимыми душе человека картинами.

О детском кинематографе в России

 Сейчас многие говорят о необходимости воспитания детей через книги, фильмы. Вы рассказывали, что на детское кино очень тяжело получить финансирование. Почему, по вашему мнению, такая риторика идет вразрез с действиями?

— Не то слово [тяжело получить деньги на съемки]. Например, на питчинге (презентация кинопроекта с целью найти спонсора. — Прим. ред.) в прошлом году я представила свой фильм «Снегурочка» по Островскому. До этого [в детском театре «Бемби»] мы поставили по его пьесе одноименный спектакль. Причем мы это сделали в день, когда отмечалось 200-летие Островского.

На питчинге мы единственные были в графе «Отечественная классика». Но нас поставили в резерв. А резерв никак не оплачивается. Хотя я во время презентации говорила, что у меня уже есть прокатчик, телеканал, [который готов транслировать фильм]. У меня даже письмо от Владимира Владимировича Путина имеется. А они быстренько распределили бюджет, и всё.

Теперь я жду новую сессию, а у меня дети растут. Моей Снегурочке 14 лет было, когда мы начали ее снимать. А ведь у Островского написано, что Снегурочка не женщина, а ребенок практически. А моя девочка растет. И уже на год, можно сказать, постарела. (Смеётся.) Ей пора уже другую роль играть.

Это же вранье, что есть деньги на детский кинематограф.

Когда нам говорят, мол, стопроцентно платят за детский кинематограф, я отвечаю: «Ребята, посмотрите, сколько вообще у них денег». Оказывается, денег-то у них кот наплакал.

А сейчас, мы и претензии не можем предъявлять, потому что основные средства, мы знаем, куда идут. Так что я начала снимать за свои средства. Я же не могу ждать у моря погоды. Но всё-таки очень надеюсь, что каким-то образом «Снегурочка» получит финансирование.

Вот фильм «Тайна Снежной Королевы» (6+) абсолютно загубленный. Мы делали его в 3D. Всё по-взрослому. Но я осталась в долгах и до сих пор их выплачиваю.

Кадр из фильма «Тайна Снежной Королевы»

 Ваш брат Федор Бондарчук входит в состав Совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Помогает ли он вам решать вопросы с финансированием проектов?

 — Честно говоря, я всегда была очень самостоятельным человеком. Да, я прошу иногда поддержки от Никиты Сергеевича Михалкова. Он каждый раз письма пишет в мою защиту. Но у Феди свои проблемы. Я не хочу его нагружать. Уверяю вас, что ни один наш кинематографист не обходится без проблем во время съемок.

 Какой кинематограф нужен, на ваш взгляд, современным детям?

— Я как-то выступала в Совете Федерации по поводу нехватки детских картин. И говорила, что от этого зависит судьба отечества. Какие фильмы мы делаем, такой и будет народ. Дети уже хотят другого: чтобы была компьютерная графика. А она дорогая.

 В вашей фильмографии несколько картин о великих людях. Вы говорили, что вам нравится создавать такие работы. Чем обусловлен интерес к фильмам о выдающихся личностях?

— Я хочу поделиться духовной радостью [от встреч с выдающимися людьми], которую испытала сама. Я счастлива, что благодаря современным технологиям я могу фиксировать всех, кого люблю.

Я верю в бессмертие. Укрепилась в этом еще тогда, когда делала фильм «Детство Бемби» (0+). Мы несем ответственность за эту жизнь. И в этом плане фильм «Солярис» является фильмом-предупреждением. Мы все будем отвечать не только за наши поступки, но и за мысли.

Важно исполнить свой долг. Я считаю своим долгом делиться самыми прекрасными моментами своей жизни. И вот сейчас я с вами поговорю и снова сяду за письменный стол, потому что я заканчиваю третье издание книги «Единственные дни».

Всё, что со мной происходит — это спираль вечности.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш стайлера Dyson и трех «Яндекс.Станций Мини» среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
«Кто-то невидимый разрывает тебе мышцы на ногах»: переболевшая рассказала о злобном вирусе, который косит всех вокруг
Анонимное мнение
Мнение
Вернулись в школу — подцепили корь и ветрянку. Вирусолог ответил, ждать ли вспышек «детских» болезней осенью и как себя защитить
Анонимное мнение
Мнение
Школьникам тоже надо уметь расслабляться: как массаж поможет сделать ребенка внимательным отличником
Анонимное мнение
Мнение
«Я думал, что умру у станка». Рабочие будни зумера, который решил устроиться на завод
Анонимное мнение
Рекомендуем