«Лесной конфликт» в Троицке в субботу вступил в острую фазу. Вчера на место строительства новой «школы-гиганта» собралось несколько сотен человек, которые требовали остановить вырубку леса. Они организовали «цепь солидарности» перед въездом на стройку, скандируя «Мы за лес!». Затем через дыру в заборе активисты прорвались на стройку, не позволяя рабочим валить деревья. На место событий приехали два автозака. Силовики задержали 14 человек.
Что вообще происходит?
Напомним, что конфликт между рабочими, которые валят деревья в Троицком лесу, и активистами, пытающимися им помешать, продолжается с 10 января. На месте многовековых деревьев правительство города планирует построить «школу-гигант» для двух тысяч учеников, а также детский сад и деловой центр. Площадь вырубки — 11 гектаров (около 3000 деревьев), вырублено уже пять гектаров.
Жители Новой Москвы всеми силами пытались остановить уничтожение леса, не давая рабочим рубить сосны и ели. Они закрывали деревья телами и бросались под бензопилы рабочих. Позже для охраны строителей, валящих лес, на две недели был нанят ЧОП. Охранникам предложили 6 тысяч рублей за 8 часов работы. Они стали вступать в стычки с участниками протестов: оттаскивали тех от деревьев, применяли грубую силу. Полиция в первые дни протеста не вмешивалась в конфликт, но 12 февраля начала задерживать людей и конфисковать их палатки.
Рабочие валят лес, несмотря на просроченный срок договора пользования земельным участком, который истек 20 января. Застройщик, по словам активистов, говорит, что все документы в порядке, но жителям их не показывает.
Почему молчат власти
Власти Троицка по ситуации официальных комментариев не дают. Корреспондент MSK1.RU несколько раз безрезультатно пытался связаться с главой городского округа Троицк Владимиром Дудочкиным. Он был избран на этот пост во второй раз в 2020 году. «Всех объединяет одно — любовь к своему городу и вера в его будущее», — цитируют Дудочкина на сайте городского округа. Ни разу не прокомментировал ситуацию мэр Москвы Сергей Собянин (Троицк в 2012 году был включен в состав столицы).
11 февраля состоялась встреча жителей Троицка с аппаратом УПЧ (уполномоченного по правам человека). Активисты надеются, что правозащитники смогут им помочь.
Депутат Сергей Митрохин — первый чиновник, который вышел к людям по поводу Троицкого леса. По словам Митрохина, благодаря верным политическим действиям строительство можно остановить. Защитники леса относятся к этому со скепсисом.
— Протесты будут нарастать. Сейчас большой резонанс вокруг этого дела, и есть шанс остановить стройку, если жители будут активно действовать, — рассказал депутат MSK1.RU. — В Троицке имеются альтернативные площадки, где при определенной политической воле можно построить школу. Например, огромное Ботаковское поле. Или площадка по адресу Городская улица, 20. Это огромный пустырь, несколько гектаров. Там Дудочкин затеял реновацию, но проект еще не утвержден. Реновацию можно подождать. Вот на этом месте можно запросто построить школу. Рядом находится технический колледж, куда ходят максимум человек 50. Его можно снести, он не представляет никакой ценности, и вместо него построить большое здание. А колледж перенести в другое место. Я считаю, что ситуацию нужно взять под контроль мэру Москвы и предложить изучить вопрос об альтернативных площадках.
— Кто согласовал строительство школы в Троицком лесу?
— Департамент развития новых территорий Москвы. Я пытался дозвониться до руководителей, но у меня это так и не получилось — они недоступны все. Кто болеет, кто на бесконечных совещаниях сидит.
— Слышали о том, что в лесу кроме школы планируют строить деловой центр?
— Мне сказали, что есть тревога по поводу строительства других объектов, в числе которых гостиница. Дудочкин отрицает, что будет что-то еще кроме детского сада и подъездной дороги. Но и этого уже достаточно, чтобы уничтожить лес.
«Ни организационно, ни финансово троицкая администрация не причастна к стройке. Решение может принять только первое лицо Москвы. Не ниже»
По словам Ольги Сластуниной, юриста инициативной группы «За сохранение Троицкого леса», всё, что администрация Троицка должна была сделать, она сделала.
— Нужно забыть фамилию Дудочкина, сейчас никакими полномочиями он не обладает, — говорит Сластунина. — Любые разговоры с ним — это уход от решения проблемы, это забалтывание, это всё что угодно, но не движение к какому-то решению. Формально глава администрации выдает разрешение на строительство. Но госзаказчик у нас — департамент развития новых территорий города Москвы, потому что объект строительства — из адресной инвестиционной программы столицы. То есть ни организационно, ни финансово троицкая администрация не причастна к стройке. Представим, что завтра Дудочкин проснулся, покаялся и решил остановить стройку. Он не имеет на это права. Не может этого сделать. Теоретически департамент развития новых территорий может отказаться от этого проекта. Но поскольку они основные балансодержатели, выгодополучатели, то с чего бы им это делать? Решение может принять только первое лицо Москвы. Не ниже. То, что Дудочкин обещал Митрохину не строить другие здания, — ни в его власти что-то обещать. Всё четко утверждено, деньги выделены, подрядчики выбраны. И непосредственно Дудочкиным утвержден проект планировки так называемой «Общественной деловой зоны» в южной части леса. Он внесен в проект нового генерального плана Троицка.
Реакция Greenpeace
Активисты обращались в Greenpeace, но, по их словам, им дали понять, что Троицкий лес — не масштаб для этой экологической организации.
— Мы этой темой плотно не занимаемся, — сообщил MSK1.RU Алексей Ярошенко, штатный сотрудник Greenpeace, руководитель лесного отдела. — В основном Троицкий лес ценен как средообразующая территория, и суть там не в краснокнижных видах (в лесу обитают белки-летяги и черные дятлы. — Прим. ред.). Участок леса, который примыкает к Троицку, — основное место отдыха людей. Если его не будет, конечно, качество природной среды резко ухудшится. Там уже на кадастровый учет поставлен участок под деловой центр. Помимо школы и детского сада, планируется автодорога. В общей сложности порядка 1/6 от наиболее посещаемой части Троицкого леса будет вырублена. Это очень большая потеря.
Комментировать дальнейшие действия экологов по поводу Троицкого леса Ярошенко отказался, однако в своей колонке на сайте Greenpeace он написал, что необходимо предпринять властям. По его словам, чиновникам нужно срочно найти мирное, устраивающее граждан решение проблемы Троицкого леса. Во-первых, остановить все работы в лесу и срочно искать другой вариант строительства школы и коммерческих объектов. Во-вторых, отменить статью 4.5 федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и вернуть лесам, вошедшим в состав новой Москвы, полноценный защитный статус. Для этого потребуется полная инвентаризация этих лесов, создание лесничества и постановка его границ на кадастровый учет.
— Нужно заняться полноценным градостроительным планированием развития Московской агломерации с учетом реальных перспектив роста численности ее населения примерно на 200–300 тысяч человек в год. Не только обеспечить коммерческую застройку и развитие инфраструктуры, но и сохранить благоприятную для людей окружающую среду. Очевидно, что на уровне Москвы или Московской области эта задача не решается ― нужна федеральная координация, причем избавленная от влияния крупных лоббистов-застройщиков, — пишет сотрудник Greenpeace.
Что говорят ученые
Как вообще проходит процедура согласования вырубки леса? Неужели никто не советовался с учеными или лесничими, которые знают, что в Троицком лесу обитают животные из Красной книги? Можно ли остановить вырубку, оперируя этой информацией? MSK1.RU спросил об этом ученого Андрея Сирина, директора института лесоведения РАН.
— В советское время всё было по-другому. Были прописаны определенные, совершенно точные процедуры. В каких-то ситуациях под указом о вырубке леса должна была стоять подпись премьер-министра. Не исполняющего обязанности, не замещающего, а именно его. Чтобы была четкая ответственность. Сейчас из-за нечеткости нормативно-правовой базы возникают вот такие проблемы, — рассказал Сирин. — Принятие решений по вырубке зависит от категории земель, от массы разных факторов. Леса, которые находятся на землях городских поселений, не относятся к лесному фонду, и правила пользования ими другие. Да, наличие краснокнижных видов — это один из показателей, требующих учета при любых мероприятиях. Это самая серьезная защита участка от каких-либо хозяйственных воздействий. Наши специалисты не знают юридических тонкостей. Но мы можем, допустим, заявить о значимости затрагиваемых экосистем.