— Леса для живых. Кладбища для мертвых. Кто важнее? — задается вопросом жительница подмосковных Мытищ Инна (имя изменено. — Прим. ред.). Минобороны России дало свой ответ: федеральный военный мемориал «Пантеон защитников Отечества» в Мытищах расширяют за счет леса. Местные жители тут же возмутились: в городе и без того не хватает места живым.
— Жилищное строительство [в Мытищах] активно продолжается. Жителям округа нужен кислород и лес, но их забирают застройщики. <...> Мытищи могут вскоре остаться без леса! — негодовали участники инициативной группы «Сохраним Пирогово». По их словам, у жителей Мытищ забирают не просто несколько деревьев, а часть Пироговского лесопарка — «прекрасно сохранившийся густой сосново-еловый лес».
Активисты забеспокоились не только о себе. Лесопарк — дом для животных и птиц, занесенных в Красную книгу, там растут краснокнижные растения. Кроме того, общественники подчеркнули: у местных «уже забрали более 130 гектаров лесфонда для строительства платной трассы Виноградово — Болтино — Тарасовка».
Людей, которые зарегистрированы в Мытищах или имеют там недвижимость, активисты призвали отправлять замечания властям. К тому моменту общественные обсуждения судьбы лесного участка, о которых неожиданно узнали местные, шли больше двух недель. Срок для приема замечаний и предложений истекал через несколько часов.
«Кладбище обязательно нужно»
По словам местных, их заявления власти в итоге не засчитали:
— Только в нашей группе [«Сохраним Пирогово»] отписались более десяти человек, что отправили возражения с нашим текстом. И где эти обращения в протоколе? Возможно, их «потеряли»? А еще через неделю после окончания [общественных] обсуждений в Мособлархитектуре сказали, что «решение принято положительное, ведь людей некуда хоронить». Складывается впечатление, что этот лесной участок очень хотели забрать под любым предлогом.
Администрация Мытищ уже внесла изменения в генплан, разрешив использовать для увеличения кладбища соседний лес. При этом на публичной кадастровой карте до сих пор указано: участок площадью почти 17 гектаров, примыкающий к мемориалу, находится в Пироговском и Дмитровском лесничествах. Его категория — земли лесного фонда. А вот у мемориала — земли особо охраняемых территорий и объектов.
В обсуждениях изменения генплана Мытищ поучаствовали всего три человека. И они единодушно поддержали расширение кладбища.
Кладбище «Пантеон защитников Отечества», крупнейший военный мемориал России, открыли в 2013 году. Именно здесь похоронены артисты ансамбля имени Александрова, погибшие в авиакатастрофе. Кроме того, на кладбище находятся могилы конструктора оружия Михаила Калашникова, министра обороны СССР Дмитрия Язова, летчика-космонавта Алексея Леонова и других известных личностей. После 24 февраля 2022 года в мемориале начали хоронить участников СВО. Здесь же, в 2023-м, похоронили командира ЧВК «Вагнер» Дмитрия Уткина.
— Считаю создание мемориального комплекса для захоронения наших ребят, героически погибших во время СВО, очень нужным, своевременным и благородным делом. Мы в большом долгу перед ними, — заявил один из участников обсуждений. Другой отметил, что «новое кладбище обязательно нужно», потому что «в Мытищах негде хоронить».
Минобороны сказало: «Надо!»
Как рассказала MSK1.RU главред паблика «Говорят Мытищи» во «ВКонтакте» Татьяна Юрасова, 17 гектаров Пироговского лесопарка «уже отошли Минобороны». После того как изменения генплана Мытищ одобрил Совет депутатов города.
— Там большинство у «Единой России», депутаты всегда голосуют так, как им рекомендует администрация. По-моему, и фракция КПРФ тоже голосовала за. Под одним из постов депутат Корнилов объяснил свою позицию, — рассказала Юрасова.
Действительно, под публикацией в «Говорят Мытищи», посвященной расширению мемориала, можно найти комментарии Кирилла Корнилова. Так зовут депутата горсовета Мытищ, избранного по единому избирательному округу от КПРФ.
— Нашей стране нужно место для захоронения военнослужащих, — написал Корнилов. — Это тот случай, когда никакие дискуссии неуместны и выглядят аморально. КПРФ никогда не голосует за изменения в генплан, когда речь идет о строительстве новых высотных домов. Но в данном конкретном (и трагическом) случае мы Министерство обороны обязаны поддержать!
Участники «Сохраним Пирогово» парировали депутату: «У Минобороны полно участков подальше от Москвы. Но им почему-то приглянулся наш лес возле МКАД. Очень удобно».
Администрация Мытищ тоже не осталась в стороне от споров. Она ответила активистам: по инициативе Министерства обороны РФ из 17 гектаров леса десять выделят для расширения мемориала. Оставшиеся семь гектаров, написали чиновники, обустроят для создания муниципального кладбища. Причем они подчеркнули, что участок, из-за которого перекроили генплан, вообще не часть Пироговского лесопарка.
— Доступ для жителей и муниципальных служб к указанной территории в настоящее время не представляется возможным ввиду нахождения учреждений Минобороны России со всех четырех сторон от указанного участка. При освоении под кладбище зеленые насаждения будут максимально сохранены, — поспешила успокоить общественников администрация. Впрочем, развивать тему не стала, ограничившись комментарием во «ВКонтакте».
Но у местных обещания властей вызвали еще больше вопросов, сомнений и недоверия: неужели на территории Минобороны появится кладбище для гражданских? Татьяна Юрасова подтвердила, что создание муниципального кладбища, которое пообещала администрация, — «самая загадочная часть» решения:
— С одной стороны, да, Мытищам вроде нужно новое кладбище. Но этот участок передали Минобороны. С каких пор федеральное министерство занимается устройством муниципальных кладбищ? А кроме того, при взгляде на местоположение участка непонятно, будет ли оно как-то связано с городским Волковским кладбищем или будет существовать отдельно в лесопарке.
Как пояснила Юрасова, в ответ на замечания людей, не согласных с расширением кладбища, администрация Мытищ отправляла уведомления с отказом. Причина — «предоставление неполного комплекта документов».
— Администрация частенько вносит изменения в порядок проведения общественных слушаний, видимо, горожане что-то упустили из вида. Возможно, надо было приложить скан паспорта или что-то в этом роде. Но это, безусловно, очень сомнительный показатель, когда в общественных обсуждениях принимают участие три человека, — добавила Юрасова.
— Думаю, что мертвые отдали свои жизни именно для живых. Сейчас это кладбище — газон, мертвое в прямом и переносном смысле пространство, — убеждена жительница Мытищ Инна. — Если посмотреть на карту Мытищинского района, то можно увидеть катастрофическое уменьшение за последние 20 лет лесопарковых зон. Именно поэтому воздух и вода у нас стали такие плохие. Что мы оставим детям и внукам? Кладбища и «человейники», трассы и парковки, смрад и дым? Наши леса — память о предках, которые первым делом после войны сажали деревья.
В приемной и. о. начальника управления земельно-имущественных отношений Мытищ Анны Сайковской MSK1.RU сообщили, что муниципалитет «не распоряжается» участком для расширения кладбища.
— Это земли федерального пользования, это лесопарковое хозяйство. Лесхоз там всем занимается, поэтому вопросы [об участке] не к администрации, — ответили в приемной.
По подсчетам журналистов, в мытищинском мемориале, который увеличат за счет леса, — более 900 захоронений военнослужащих, погибших в спецоперации. Для сравнения: в 2021 году, спустя восемь лет после открытия кладбища, здесь было всего 353 могилы. Предполагалось, что это главный военный мемориал России на ближайшие 200 лет.
Ранее MSK1.RU рассказывал о самых громких вырубках лесов в Москве и Подмосковье.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».